Волшебный цикл картин Васнецова "Поэма семи сказок"

2,5K прочитали

«Я всегда был убежден, что в сказке, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»
Виктор Васнецов

О творчестве Виктора Васнецова очень разные мнения. Кто-то считает его великим художником, а кто-то обвиняет в "ретроградстве и мракобесии".

Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов

Биография:

Виктор Михайлович Васнецов родился в семье священника в Вятской губернии. Художник был с детства погружен в атмосферу русской народной культуры. Первыми его рисунками были иллюстрации к пословицам.

Его талант разглядел Н.М. Чернышёв, который предложил мальчику поехать в Санкт-Петербург. С благословения отца Виктор оставил семинарию, в которой учился ранее и отправился поступать в Императорскую Академию Художеств.

Сперва Васнецов учился у Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников, потом, в 1867-1875 годах в Академии художеств, где получил две малые серебряные медали и одну большую.

С 1869 года Васнецов выставлял свои работы в Академии, а потом на выставках передвижников, также ездил заграницу.

Виктор был членом Абрамцевского кружка. В 1893 году он стал действенным членом Академии художеств, но в 1905 художник отказался от звания в знак протеста увлечения студентов больше политикой нежели живописью.

В 1912 году Васнецову было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».

Умер художник 23 июля 1926 года в Москве.

О "Поэме семи сказок"

В конце 19 века наблюдается сильный интерес к фольклору и науке. Появляются фольклорные сборники, исторические исследования. К народной культуре обращались такие живописцы как Репин, Максимов, Суриков, однако самым первым был Виктор Васнецов. К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е. Через 20 лет, начиная с 1900 года и до конца своих дней он работал над циклом "Поэма семи сказок", в который входили картины "Спящая царевна" (1913–1917), "Царевна-Несмеяна" (1916), "Баба-Яга" (1917), "Царевна-лягушка" (1918), "Кощей Бессмертный" (1917–1919), "Ковёр-самолёт (1919-1926) и "Сивка-Бурка" (начало 1920-х). 

В 1915 году Васнецов даже участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, но его членом он не был.

Васнецов считал, что фольклор - воплощение истинной сущности духовного облика русского народа. Художник не смог принять революцию и сильно страдал смотря на то, как "старая Русь" (которой он и посвятил свою серию работ "Поэма семи сказок") уходит и появлятся, как он ее называл, "неорусь" (только с маленькой буквы). Этот цикл из семи картин он писал только для себя. Они были его отдушиной. С помощью них он как бы возвращался в прошлое, то, которое по его мнению, забыли его современники. Он не понимал "неорусь", она не понимала его. В художественных журналах его называли «обветшалым ретроградом и мракобесом».

Эти картины были для Васнецова не просто красивым иллюстрациями к сказкам, которые так полюбились ему в детстве и остались с художником навсегда. Они были «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности».

Основой для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А.Н.Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным, в 1873 году.

«Спящая царевна»

В.М. Васнецов. "Спящая царевна" (1913–1917)
В.М. Васнецов. "Спящая царевна" (1913–1917)

Васнецов изобразил спящее царство, окружённое темным лесом. К пёстрым теремам как будто тянутся темные ели, осины и другие деревья. Сама царевна спит в хрестальном гробу, а вокруг нее расположились служанки, шуты и даже ручной медведь.

Этот сюжет художник истолковал по-новому: маленькая девочка спит на "Голубиной книге", известной своими предсказаниями. Этот образ, в контексте спящей царевны выглядит как метаморфоза росскийого государства.

"Царевна-Несмеяна"

В.М. Васнецов. "Царевна-Несмеяна" (1916)
В.М. Васнецов. "Царевна-Несмеяна" (1916)

Васнецов изображает Несмеяну не идеализируя ее: как человека, явно страдающего депрессией, с длинными нечесанными волосами и каким то трагически-скучающим выражением лица (а вовсе не скучающим). Девушка одета в кисейно-белое платье с расшитим золотыми нитками подолом. Вокруг нее огромная толпа добровольцев, пытающихся завеселить царевну. В центре кто-то склоняется в поклонах, рядом лихо танцующие скоморохи. Внизу справа стоят бабка-ведунья и лекарь. Не сразу можно заметить и зевак, с любопытвом смотрящих в окно.

"Баба Яга"

В.М. Васнецов. "Баба-Яга" (1917)
В.М. Васнецов. "Баба-Яга" (1917)

Яга здесь - точно злодейка. Жуткая старуха в алом сарафане на голое тело уже успела схватить симпатичного мальчика и теперь мчится к себе в избушку в предвкушении вкусного обеда. Мальчик в ужасе. В полете Яга даже потеряла лапоть, но это не совсем не волнует. Действие происходит в самой глуши леса. Восходящий месяц окрашен в розовый цвет...он будто предвестник беды.

"Царевна Лягушка"

В.М. Васнецов "Царевна Лягушка"
В.М. Васнецов "Царевна Лягушка"

В центре композиции находится Василиса Премудрая. Она запечатлена в танце. Ее одежды украшают золотые вышивки, на лбу блестит самоцветами кокошник-корона. Вокруг царит веселье. Стены царских палат расписаны узорами, на паркетном полу лежит персидский ковер. На дубовом столе белая скатерть, а на ней разные яства на золотых и серебряных тарелках. В глубине картины изображено озеро, по которому плавают лебеди. Чуть дальше - поле, а за ним лес. Девушки-крестьянки в национальных костюмах водят хоровод. От всей картины веет радостью и приятным чувством наслаждения моментом.

"Кощей Бессмертный"

В.М. Васнецов. "Кощей Бессмертный" (1917–1919)
В.М. Васнецов. "Кощей Бессмертный" (1917–1919)

На холсте ярко выражено противопоставление Добра и Зла. Кощей - явно злой персонаж, также как и Яга. Этот мрачный тощий и неприятный старик сидит на троне, держа в руках жуткий окровавленный меч. Человеческие черты герой совсем утратил.

Рядом с ним нежная девушка в царских одеяниях. Ей страшно, она прислонила руку к груди и всем своим существом хочет отстраниться от отвратительного старика.

Интерьер зала выглядит богат, но вместе с тем мрачен и запущен. Отобранное богатство просто рассовано по углам.

"Ковер-самолёт"

В.М. Васнецов. "Ковёр-самолёт (1919-1926)
В.М. Васнецов. "Ковёр-самолёт (1919-1926)

Здесь, как мы видим, изображены Иван-Царевич и его суженная Елена (Василиса) Прекрасная (Премудрая). Они летят над условно русским колдовским пейзажем. В основе сюжета картины лежит вариант русской народной сказки «Царевна-лягушка». После того как Иван-царевич сжег лягушачью шкурку Елены Прекрасной, она превратилась в белого лебедя и улетела в царство Бабы-Яги. Иван-царевич нашел Елену, и, взяв у Бабы-Яги ковер-самолет, герои смогли вернуться домой. Влюбленные очень нежны друг с другом.

В сущности, сцена повторяет ранее написанную картину "Иван-Царевич на Сером Волке".

"Сивка-Бурка"

В.М. Васнецов. "Сивка-Бурка" (начало 1920-х)
В.М. Васнецов. "Сивка-Бурка" (начало 1920-х)

В каком то смысле это продолжение темы полета предыдущей картины: двое влюбленных встречаются на изрядной высоте. И у парня и у девушка роскошные одежды. Иван-Дурачок сидит на сильном красивом коне. Фоном для из встречи служит яркий красивый терем, ярко-голубое небо, пушистые облака. Настроение у картины радостное, торжественное: Иван сейчас выполнит условие отца возлюбленной.

Ну как? Вам понравился этот волшебный цикл картин "Поэма семи сказок"? Пишите коиментари и ставьте лайки!

Конечно же не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропускать много нового!

«Без поэзии, без мечты ничего нельзя сделать в жизни», – утверждал Виктор Михайлович Васнецов.