Найти в Дзене
Вечерний чай

Три открытки, которые "рассказали" мне об интересной художнице. Александра Якобсон

Незабудки. Худ. А.Н. Якобсон. 1969 г. Изд-во "Советский художник". Ленинград
Незабудки. Худ. А.Н. Якобсон. 1969 г. Изд-во "Советский художник". Ленинград

Уж не знаю, чем привлекли меня эти три открытки с натюрмортами, тем более что никогда не была поклонницей этого жанра в живописи. А вот что-то зацепило, заставило непременно приобрести их в свою коллекцию.

Осенний букет. Худ. А.Н. Якобсон, 1969 г.
Осенний букет. Худ. А.Н. Якобсон, 1969 г.
Цветы. Худ. А.Н. Якобсон, 1969 г.
Цветы. Худ. А.Н. Якобсон, 1969 г.

И только теперь, когда начала изучать имя автора с оборотной стороны открытки, поняла, что мое чутье на талантливого художника меня не подвело. Тем более что автор этих натюрмортов Александра Якобсон была еще и очень востребованным иллюстратором детских книг. А это уже моя любимая тема.

Александра Николаевна Якобсон (1903-1966) – дочь мастера-краснодеревщика Николая Якобсон, сосланного в Сибирь за участие в организации «Народная воля». Родилась и выросла в Иркутске, училась мастерству художника у известного иркутского мастера Ивана Копылова, а потом в Ленинградской Академии художеств у Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.

Автопортрет А. Якобсон (фото из открытых источников)
Автопортрет А. Якобсон (фото из открытых источников)

Впитав в себя все важные знания и навыки, которые привили ей профессора Академии, Александра Николаевна пошла в творчестве своим путем. Как было сказано в одном из каталогов к ее выставке, «она училась у всех и ни у кого». Прошла школу Петрова-Водкина и не стала его последовательницей, училась у Филонова и не стала «филоновкой». Большую роль в ее творчестве сыграло общение с художниками редакции Детгиза – это В.В. Лебедев, Н.А. Тырса, Н.Ф. Лапшин, А.Ф. Пахомов, Е.И. Чарушин, Ю.А. Васнецов. Эти художники во многом определяли в 30-е годы книжную графику, ее принципы, среди которых немаловажное значение имело русское народное творчество.

Не случайно первые иллюстрации Александры Якобсон сделаны под влиянием этих мастеров. Однако очень скоро у нее стал появляться и свой собственный почерк. Проведя все свое детство в Сибири, среди природы, простых людей, впитав народный колорит, художница переносила эти впечатления и в свои работы.

И позже, уже во взрослой жизни, Александра Николаевна изучала народный быт, участвовала в фольклорных экспедициях, собирая народные сказки и песни, частушки. Коллекционировала предметы прикладного творчества, в частности – вышивку. И много зарисовывала с натуры: травки, цветочки, даже детские игрушки…

Не случайно дети так любили ее иллюстрации – в них всегда правдивые и честные рисунки, где кошка – это кошка, а птичка – это птичка…

Впрочем, и взрослые иллюстрации вполне правдивы. Художница, как истинная сибирячка, не любила приукрашивать, писала жанровые картинки, осуждая аморальность и поддерживая добро и красоту. В этих ее «картинках из жизни» чувствуется личная причастность автора к жизни героев и ее заинтересованность в торжестве добра над злом.

«Художник тонкого лирического дарования, график с разносторонним опытом, Александра Николаевна Якобсон заслуженно занимает видное место среди ленинградских мастеров изобразительного искусства. Она известна главным образом как иллюстратор и оформитель книги, преимущественно детской; но книжная графика далеко не исчерпывает ее интересов и творческих возможностей. А.Н. Якобсон работала также в станковом искусстве, выступая как пейзажист и своеобразный жанрист, создавая рисунки и автолитографии, акварели и эстампы».

Вот некоторые книги, которые иллюстрировала художница:

А.С. Пушкин. Драмы
С.Я. Маршак. Всем по подарку. Латышские народные песни
М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб
И.С. Тургенев. Муму (на нанайском языке)
А.С. Пушкин. Метель. Станционный смотритель (на корякском языке)
П. Бажов. Малахитовая шкатулка
С. Аксаков. Аленький цветочек…

«В ее рисунках предметная форма нередко переходит в орнаментальную, не утрачивая, впрочем, своей жизненной конкретности. Ветка ели, занесенная снегом, цветущий куст или вытянутое вдоль колышка вьющееся растение, превращаются в узор, почти арабеск, организующий книжную страницу.
Такое же обостренное декоративное чутье и то же взволнованное лирическое чувство пронизывают станковую живопись и графику Якобсон. Есть что-то песенное в ее натюрмортах с их мажорной и жизнерадостной многоцветностью, в поэтичных пейзажах Алтая и Байкала» (из каталога выставки художницы 1967 г.)

Признаюсь, когда буквально погрузилась в творчество Александры Якобсон, для меня открылся огромный мир очень своеобразной художницы. И, кстати, это не случайно. Пишут, что она жила в особом, ею самой созданном и существующем в ее голове мире, среди ею придуманных и тут же зарисованных историй. Такое легкое творческое сумасшествие часто и рождает очень необычные работы, которые заставляют зрителя думать, восхищаться или, наоборот, не принимать написанное художником. Меня лично это очень притянуло. Хочется подольше рассматривать и изучать эти работы.

Если вам тоже стало интересно творчество этой художницы, делюсь ссылкой, где можно посмотреть достаточно большое количество ее работ, а также почитать статьи, увидеть личные документы художницы и фото ее окружения.

https://annyanchilenko.livejournal.com/

Спасибо, что заглянули на чашку «Вечернего чая». Если для вас открытка – это не только кусок картона, подписывайтесь и оставайтесь с нами.