Родители часто жалуются, что подростки не помогают по дому. Попросишь помыть посуду, а ребёнок уйдёт гулять. Скажешь пропылесосить комнату, а он будет играть на компьютере до посинения. Вместе с практикующим психотерапевтом Верой Якуповой разбираемся, как родителям выстроить правильную стратегию поведения и минимизировать скандалы на почве домашних обязанностей.
Причины конфликтов на почве домашних обязанностей
Ребёнок считает, что ничего не должен
В вопросах воспитания неуместна концепция долженствования. Важно установить правила, в том числе и по тому, как делить обязанности в зависимости от состава и финансовых возможностей семьи.
В распределении обязанностей родителям прежде всего нужно опираться на концепцию своих ценностей: чему они хотят научить ребёнка и какие умения ему передать.
Воспитание — это постепенное обучение ребёнка нужным для жизни навыкам. А конечная цель этого процесса заключается в том, что ребёнок покидает родительский дом и начинает самостоятельную жизнь. Поэтому родителям важно сформировать у ребёнка полезные навыки. Какие именно считать полезными, мамы и папы решают сами.
Кто-то предпочитает делать упор на спорт, кто-то на творческое развитие, кто-то на быт и хозяйство. Всё это одинаково нормально. Родители должны прививать детям ту модель поведения и существования, которую считают правильной. Если в вашей картине мира участие в бытовых делах и умение вести хозяйство — это важно, вы имеете полное право прививать эту ценность ребёнку.
Родители ждут инициативы ребёнка
Не стоит ожидать, что ребёнок подрастёт до условных десяти лет и вдруг сам догадается, что теперь ему надо начать мыть посуду или полы. Если всю жизнь домашние обязанности за него выполняли родители, ему не придёт в голову самому включаться в работу.
Чтобы начать приобщать ребёнка к быту, можно вместе составить соглашение: обозначить новые договорённости и ввести последствия за их невыполнение. Для детей младшего школьного возраста поначалу достаточно будет введения одной обязанности, а по мере взросления список может расти.
Родителям легче сделать всё самим
Часто мама с папой предпочитают справиться с делами самостоятельно, чтобы не тратить время на организацию ребёнка, объяснения, наставления и ликвидации последствий его ошибок. Но если участие в быте входит в вашу систему ценностей, вам так или иначе придётся уделить внимание тому, чтобы научить ребёнка справляться с обязанностями.
Важно помнить, что приобщение ребёнка к домашним обязанностям — это процесс. Вы обучаете его навыку, который только находится в стадии формирования, и в это обучение нужно вложиться временем и силами.
Поначалу придётся часто повторять новые правила и объяснять, зачем они нужны. Не ждите, что вы один раз договоритесь, и всё пойдёт идеально. Могут быть сбои: ребёнок отказывается, забывает, халтурит. Постарайтесь не вступать в острый конфликт, а понять, что вы всё ещё находитесь в процессе обучения. Подкрепляйте хорошее поведение похвалой и поощрениями: это было здорово, большое спасибо, ты отлично справился.
Родители много критикуют
Частая причина, по которой подростки отлынивают от домашних обязанностей или делают их из-под палки, — родительская критика. Ребёнок только и слышит: «Ну, полы можно было и получше помыть. Видишь, разводы остались. Ну кто так делает!» Это вызывает фрустрацию и нежелание снова браться за дела.
Для ребёнка важно ощущение собственной компетентности: понимать, что у него что-то получается. Поэтому ваша обратная связь обязательно должна содержать похвалу и поддержку.
Как приучить ребёнка к домашним обязанностям
Несколько советов об организации бытовых дел.
Разграничить зоны ответственности
Необязательно сразу нагружать младшего школьника ворохом задач. Назначьте его ответственным за одну конкретную обязанность: например, выгул собаки или полив цветов.
Помните: нет возрастных ограничений на то, чтобы попросить ребёнка что-то отнести или принести. Даже трёхлетние малыши этому радуются. А более серьёзные обязанности и договорённости возникают в школьном возрасте, когда ребёнок уже может управлять своим поведением.
Составьте вместе со школьником соглашение о его домашних обязанностях. Когда ты сам в чём-то участвовал, разрабатывал это и принимал, ты выполняешь это с радостью. Это лучше, чем просто директива сверху. Так ребёнок быстрее вольётся в быт и привыкнет к новым правилам.
Постарайтесь заинтересовать ребёнка и внушить ему, что его помощь важна как для вас, так и для него лично. Не бойтесь со временем начинать поручать ответственные дела. Возможно, поначалу вам придётся всё переделывать. Но без этапа обучения ребёнок никогда не научится выполнять сложные обязанности самостоятельно.
Выстраивайте с детьми естественные отношения, при которых они следуют за взрослыми и повторяют их модель поведения.
Отказаться от критики
Любому ребёнку обидно видеть, как взрослый исправляет или улучшает результаты его труда. Поэтому важно регулярно хвалить ребёнка и внушать ему чувство ценности того, что он делает.
Используйте схему обратной связи «Сэндвич». Её применяют менеджеры в западных корпорациях. Суть заключается в том, чтобы сначала проговорить позитивные моменты; потом проговорить то, что требует улучшения; а потом вместе обсудить, как в дальнейшем улучшить то, что не получилось в этот раз. Помните, что приобщение к домашнему быту — это процесс, и запаситесь терпением.