Полет долгое время был мечтой человечества. Бороздить земные и водные просторы мы научились давно, но подняться в воздух смогли только в конце восемнадцатого века. Сначала на воздушных шарах. Самолеты появились в начале прошлого столетия и сразу привлекли к себе внимание моделистов.
Здорово поставить на полку пластиковый истребитель времен Второй мировой. Но еще круче собрать и запустить в небо полноценную функционирующую модель. Сегодня расскажем об авиамоделировании (или авиамоделизме). О нелетающих моделях поговорим в другом материале.
Краткая история
Самолет братьев Райт «Флайер-1» впервые поднялся в воздух 17 декабря 1903 года. При этом авиамоделизм старше самолетостроения как такового. Военный моряк и изобретатель Александр Можайский демонстрировал полеты моделей еще в 1870-х. В дореволюционной России у истоков авиамоделирования стояли известные ученые Николай Жуковский и Константин Циолковский. 2 января 1910 года прошли первые соревнования — модель победителя смогла пролететь 17 метров.
Авиамоделизм активно развивался в СССР. Это объяснялось тем, что система образования отдавала приоритет подготовке кадров для промышленности: квалифицированных рабочих и инженеров. Авиамодельные кружки действовали при дворцах пионеров. Дети начинали с простых моделей из наборов, позже переходили к аппаратам из заготовок, фюзеляжным моделям и, наконец, к самолетам с двигателями внутреннего сгорания. Существовала система соревнований и специальные смены в пионерских лагерях.
Технологически авиамоделизм шагнул вперед, но сейчас увлечение не назовешь массовым. С другой стороны, возможностей стало больше. Доступны самые разные материалы, детали и аппаратура. Проблема в том, что детский авиамоделизм конкурирует со множеством других занятий, которых не было раньше — от компьютерных игр до просмотра сериалов.
Это отнюдь не только детское хобби. Взрослые тоже с удовольствием занимаются созданием моделей. Если речь идет о радиоуправляемых самолетах, то на них приходится тратить значительные суммы, что не по силам детям и подросткам.
Виды авиамоделей
Приведем классификацию Международной федерации авиамодельного спорта (FAI).
Свободнолетающие (F1)
Как следует из названия, моделист не может управлять полетом таких аппаратов. На соревнованиях их задача — продержаться в воздухе дольше других.
Планеры (F1A)
У планеров нет мотора, они парят в восходящих воздушных потоках. Это хороший вариант для начинающего авиамоделиста или тех, кто предпочитает плавные медитативные полеты.
Резиномоторные (F1B)
Эти модели движутся с помощью резинового мотора (или резиномотора) — скрученного жгута из резиновых нитей (или одной нити). Один из концов крепится к пропеллеру. Раскручиваясь, жгут передает пропеллеру движение и помогает самолету взлететь. Такой мотор подходит для маленьких и легких моделей.
Таймерные (F1C)
Этот тип моделей взлетает с включенным двигателем. Через 7 секунд таймер останавливает его, и самолет начинает планировать, после чего плавно приземляется.
Комнатные (F1D)
Это миниатюрные модели самолетов и вертолетов. Обычно их длина не превышает нескольких сантиметров. Часто их делают из соломинок и микропленки, снабжая маленькими резиномоторами. Скромные размеры не мешают им летать, пусть и в пределах одного помещения.
Управляемые (F2 и F3)
Модели, полет которых контролирует пилот-моделист. Делятся на две больше группы: кордовые и радиоуправляемые.
Кордовые (F2)
Модели данного типа связаны с пилотом кордами — двумя тросиками, стандартная длина которых 15 метров. Кордовые самолеты приводятся в движение с помощью электродвигателей или двигателей внутреннего сгорания (калильных, дизельных) и летают по кругу. Пилот выполняет маневры с помощью рулей высоты. Для соревнования таких моделей создаются кордодромы с ровным покрытием и диаметром не менее 48 метров.
Подклассы кордовых авиамоделей: пилотажные, гоночные, скоростные, воздушного боя и модели-копии.
Радиоуправляемые (F3)
На таких моделях устанавливается радиоаппаратура, принимающая сигналы с пульта пилота. Это сложно устроенные и дорогие авиамодели, требующие правильного обслуживания и хороших навыков. Управлять ими сложно.
Подклассы: пилотажные, модели планеров, модели-копии самолетов и планеров.
С чего начать
Первые шаги в авиамоделировании зависят от целей, возраста, навыков и финансовых возможностей. Начинать лучше с теории. Разберитесь в принципах полета, классах авиационных моделей, их возможностях, достоинствах и недостатках. Многое есть на YouTube. Можно начать со сборки планера или резиномоторного самолета.
Если хотите стать полноценным пилотом-моделистом, начните с программ-симуляторов. Нет, речь не о авиасимуляторах, а о специальных продуктах для тренировки пилотов радиоуправляемых моделей. Примеры: FMS, AeroFly, RealFlight. Симуляторы дают возможность подключить аппаратуру для управления моделью или продаются с собственной. Освоив управление компьютерным самолетом, переходите к настоящей модели.
Оптимальный вариант — относительно большой самолет с верхним расположением крыла. Маленькие модели обычно сложнее в управлении. Первый самолет должен быть устойчивым и пригодным к ремонту (скорее всего, он понадобится на том или ином этапе). Можно купить готовый или собрать свой, используя набор.
Источники:
1. fanplan. Детское авиамоделирование – на достойный уровень. Ссылкка: https://habr.com/ru/post/502236/
2. Искандер Гиниятуллин. Авиамоделизм — начало большого пути. Ссылка: https://habr.com/ru/post/90669/
3. Искандер Гиниятуллин. Авиамоделизм — первая модель. Ссылка: https://habr.com/ru/post/90682/
4. «До сих пор помню запах клея»: как советские дети потеряли голову от авиамоделирования. Ссылка: https://mel.fm/ucheba/fakultativ/5342197-aeromodelling
5. Классификация авиационных моделей. Ссылка: https://tehnosfera.68edu.ru/klassifikatsiya-aviamodelej/klassifikatsiya-aviatsionnykh-modelej.html
#авиамоделирование #хоббииувлечения #гиккультура