Во время поездки в Париж где-то в конце 1800-х годов Кейт Бердсолл Джонсон, миллионерша из Сан-Франциско, влюбилась в большого красивого персидского кота с зелеными глазами. Большой любитель кошек, особенно модных персидских и ангорских пород, она знала, что он ей нужен. Когда ей сказали, что он не продается, она спросила, сколько он стоит, и предложила двойную сумму. Это сработало, и она привезла его домой за 3000 долларов.
Кот по кличке Султан стал центральной звездой картины 1891 года «Любовники моей жены» австрийского художника Карла Калера . Произведение искусства, пережившее разрушительное землетрясение в Сан-Франциско в 1906 году, было названо «величайшей картиной кошек в мире», а после продажи на Sotheby's в 2015 году за более чем 800 000 долларов оно также стало самым дорогим.
Сказать, что миссис Джонсон обожала кошек, значит не сказать ничего. Но, по словам Доусона Карра, доктора философии, куратора отдела европейского искусства Джанет и Ричарда Гири в Художественном музее Портленда, у нее было не более 300, как сообщалось ранее.
«Картина породила множество абсурдных легенд, — сказал Карр. «Ошибочно сообщалось, что у Джонсона было целых 350 кошек… На самом деле животных никогда не было намного больше, чем изображено (на картине)».
В других отчетах говорится, что у нее было около 50, что кажется более управляемым. Независимо от количества, кошки Джонсона были размещены в ее летнем доме площадью 3000 акров недалеко от Сономы, Калифорния, и жили в роскоши. О них заботились их собственные личные слуги, нанятые специально для этой цели.
В 1891 году Калер прибыл в Соединенные Штаты и планировал поехать в Йосемити, чтобы заняться изучением природы, но, находясь в Сан-Франциско, его пригласили в дом Джонсон, и она поручила ему нарисовать 42 ее кошки. В то время Калер был известен прежде всего в Австралии и Новой Зеландии как художник сцен скачек. Он никогда не рисовал кошку, поэтому, прежде чем приступить к холсту, он провел следующие три года, рисуя домашних животных Джонсона в различных позах, чтобы запечатлеть их истинное сходство, и познакомился с их индивидуальными личностями и чертами.
Кульминацией творчества Калера стали «Любовники моей жены». Также сообщалось, что муж Джонсон, наследник железа и оборудования Роберт С. Джонсон, назвал его. Но он умер в 1889 году еще до того, как картина была написана, и, по словам Карра, кажется вероятным, что он придумал это выражение для обозначения кошек, и что его вдова приняла его для названия.
На картине вокруг Султана выдающиеся отдельные кошки и семейные группы изображены со всех сторон и с широким спектром личностных черт. Калер оживил сцену анекдотичными деталями, в том числе игривым кошачьим взаимодействием и несколькими кошками, преследующими мотылька (показано внизу). Сообщается, что Калеру заплатили около 5000 долларов за картину, которая представляет собой массивный холст размером 6 на 8-1/2 фута и весит 227 фунтов.
«Кошачья картина Карла Калера — поистине монументальная дань уважения этому виду», — сказал Карр.
Некоторые из других картин Калера с изображением кошек
Джонсон одолжил «Любовникам моей жены» на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, где она мгновенно стала хитом. После ее смерти, также в 1893 году, картина была приобретена Эрнестом Хакеттом на аукционе ее поместья в 1894 году. Он повесил ее в своем Дворце искусств в Сан-Франциско, где она привлекла новых поклонников. Салон был разрушен сильным землетрясением 1906 года, но картина сохранилась. Калер, который продолжал рисовать кошек, сам не пережил землетрясение и умер в возрасте 49 лет.
Более поздние владельцы, мистер и миссис Джулиан из Чикаго, отправили картину в тур по Соединенным Штатам в 1940-х годах и в Мэдисон-Сквер-Гарден на выставку кошек. Благодаря продвижению Джулианов работа Калера стала настолько популярной, что после оригинальной картины было продано 9000 отпечатков, а в 1949 году журнал Cat Magazine назвал ее «величайшей картиной кошек в мире».
В конце концов картина попала на Sotheby's и была настолько большой и тяжелой, что аукционному дому пришлось построить специальную стену для ее демонстрации. Sotheby's заявил, что прием, который он получил — лично во время выставки и в социальных сетях — был «необычайным и подтверждает, сколько любителей кошек в мире».
С оценкой от 200 000 до 300 000 долларов, когда он был выставлен на аукцион 3 ноября 2015 года, разразилась война торгов. изображение. «Я купил для нее эту копию, и она висела в ее гостиной, пока она не скончалась в возрасте 91 года. Калифорнийская история сделала ее еще лучше», — сказал покупатель.
Что касается самих знаменитых кошек, Карр сказал, что также ошибочно сообщалось, что Джонсон оставила им подарок в размере 500 000 долларов в своем завещании. Но она оставила скромную сумму родственнику, чтобы гарантировать, что о ее любимом кошачьем зверинце будет хороший уход, а ее основное наследство открыло больницу для обездоленных женщин и детей в Сан-Франциско.