Читатели у нас обычно знающие и внимательные, поэтому к предыдущей статье про Фу Шуюнь нужно сделать небольшое дополнение.
Действительно, по прочтении статьи может возникнуть впечатление, что эта Олимпиада была первой для Китая. Что не соответствует действительности: XI летние Олимпийские игры были уже третьими, когда Китай принимал участие во Всемирных Олимпийских играх, проходивших в Амстердаме и Лос-Анжелесе. Но вот #ушу ранее на играх никто не представлял. В 1936 году ушуисты хоть и ездили в составе сборной, но их задача была провести яркие и запоминающиеся показательные выступления, чтобы познакомить Запад с новым, реформированным ушу.
При этом, кроме представителей Центрального Института изучения боевых искусств, в Берлин отправлялась вполне внушительная команда: уже к маю 1935 года было окончательно решено, что олимпийская делегация Китая будет состоять из 141 человека, в том числе 80 спортсменов. Это было тем более важно, так как Северо-восточное марионеточное правительство «Маньчжоу-Го», поддерживаемое в то время Японией, также сформировало делегацию для участия в играх. Это вызвало серьезное недовольство у китайцев, и нужно было подготовить серьезную команду по широкому спектру дисциплин, в том числе по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, боксу, велоспорту, баскетболу, футболу, гимнастике и спортивной ходьбе. Олимпийский комитет Китая представил «План участия во Всемирных играх» Министерству образования и занимался организацией отбора и подготовкой участников. По факту это было первое полноценное участие - на предыдущих был всего один атлет! Участник забегов на спринтерскую дистанцию.
Но в итоге не хватило финансирования, и поехало всего 54 спортсмена. Для сравнения, например, Германия выставила самую многочисленную команду из 348 человек, следующие были американцы с 312 спортсменами. И в этой олимпиаде приняло участие больше стран, чем в предыдущих. Всего было сорок девять команд. Нас - не было, если кто не в курсе.
Вместо ушу, несколько слов про участие китайских боксеров. Ибо это дополнит понимание контекста, к котором проходили реформы ушу в начале ХХ века. Важную роль сыграл генерал Шан Чжэнь, председатель провинции Хэнань и главнокомандующий 32-й армией. Обучавшийся в армейской Баодинской академии по западным стандартам того времени участвовавший в «Ассоциации исследований боевых искусств», основанной Фэн Юйсяном, Ван Цзымином и Ши Цунъюнем еще в 1910 году, он хорошо осознавал важность спорта в повышении физической подготовки офицеров и солдат, поэтому всячески выступал за современные виды спорта и подготовки. Он создал в 32-й армии физкультурно-спортивный отдел и учебные классы. По его приказу из числа военнослужащих проводили отбор солдат с базой боевых искусств или хорошей физической подготовкой. Из таких солдат формировали боксерские классы, а в качестве тренеров наняли иностранных боксеров и спортсменов.
Из-за нехватки средств для китайской олимпийской делегации и отсутствия боксеров высокого уровня, китайский олимпийский Комитет первоначально решает отказаться от бокса, и тогда Шан Чжэнь предлагает подготовить их за счет своего финансирования.
В начале февраля 1936 года Ван Жуньлань вместе с другими представителями сборной армии прибыл в Шанхай. Они приняли участие в любительском боксерском соревновании между китайскими и иностранными участниками в спортзале Шанхайской ассоциации молодежи. В шанхайском выпуске газеты «Шэньбао» про это мероприятие рассказали так:
Теперь наша 32-я армия (армия Шан Чжэнь) во главе с Чжао Юньсе прибыла в Шанхай с далекого севера, чтобы принять участие в любительском боксерском поединке. Этой новости достаточно, чтобы мы были в восторге. Хотя 32-я армия очень бедна, как и другие китайские войска, все они любят спорт .Даже если они солдаты, которые получают всего два-три доллара, они готовы экономить на других расходах и покупать спортивное снаряжение и форму. Четыре человека, которые пришли с юга, на этот раз лучшие. Все они из провинции Хэнань, и им только за двадцать. Среди них Ли Мэнхуа и Ван Жуньлань самые опытные.
Тан Хао, который в то время был уже давно работал в Центрального Институте изучения боевых искусств в Нанкине, специально отправился на это мероприятие и тоже оставил нам небольшой отчет.
Несмотря на то, что цена билета была чрезвычайно высока для тех времен и достигала двух-трех юаней, сотни китайцев пришли посмотреть на бой. В тот день было проведено в общей сложности десять боксерских поединков, из них четыре с участием китайских бойцов против иностранцев. Но в итоге только Ли Мэнхуа победил иностранного студента Университета Святого Иоанна, попал в победители и был награжден серебряным кубком. Интересно, что первоначально китайский Олимпийский комитет отказывался зачислять его в сборную из-за его телосложения, но после этой победы их удалось убедить. Но Центральный Институт Гошу высказал свое мнение (вероятно продвигая своих кандидатов) таким образом:
Я слышал, что Национальная спортивная ассоциация планирует пригласить Ли Мэнхуа и других для участия во Всемирных играх этого года, об этом сообщила газета. Если это правда, то я против. Причина моего возражения не в победе или поражении, а в телосложении Ли Мэнхуа и других. Если это увидят иностранцы, их неизбежно будут презирать. Насколько мне известно, отечественные боксеры, чье телосложение превосходит Ли Мэнхуа, не редкость. Лучше всего выбрать в ближайшее время с лучшим стандартным телосложением и мастерством. Тогда, даже если они терпят неудачу, они не будут страдать и испытывать презрение народа. Это дело должен отстаивать Центральный институт изучения боевых искусств!
Снова на отправку боксеров в Германию не находят средств, и Шан Чжэнь опять выступает в роли спонсора. Команда добирается до Олимпиады, и на предматчевом медицинском осмотре в Берлине Ли Мэнхуа и Цзинь Гуй были дисквалифицированы с соревнований.
Ван Жуньлань выступал в полутяжелом весе, нормально провел предварительные бои, но вылетел из финала в первом же раунде после поражения от Вима Фока (Willem "Wim" Frederik Fock, 1909 - 1984). Точная причина - не ясна, разные источники пишут противоречивую информацию.
Вернувшись на родину, он снова отправится в армию, станет взводным. 21 октября 1937 года во время боев на северном берегу реки Чжанхэ, будучи раненым, бросается со связкой гранат под японский танк. Национальное правительство присвоило ему звание «Национальный герой». Ли Мэнхуа пережил все трудные годы, вступил в КПК, много лет участвовал в молодежном спортивном движении, в 1986 году стал председателем Олимпийского комитета КНР, а в 1991 году был избран первым председателем Международной федерации ушу.
Вот такая история. Но самое интересное в этой истории совсем другое:
Почему вместо преподавателей и выпускников профильного государственного Центрального Института Гошу поехали военнослужащие и за частный счет? Вопрос остается открытым...
На сегодня все, всем хороших тренировок!
Дм. Моисеев, СПб - 2022