Вы, уверена, неоднократно встречали рекламу курсов по скорочтению, на которых дошкольников и начинающих учеников обещают за короткое время научить читать. Возникает вопрос: что же такое скорочтение и нужно ли оно ребёнку?
Скорочтение — это умение усваивать информацию, воспринимать и понимать её, образно её представлять, следовать за развитием сюжета, а несущественное отбрасывать. И это всё в режиме скорочтения.
Однако не только дошколёнку, но и младшекласснику такое не под силу: они не владеют еще необходимой скоростью мышления и их реакция не так развита, как у более старших детей. Поэтому даже речи не может быть об обучении скорочтению в таком юном возрасте!
Также для обучения скорочтению у ребенка уже должны быть сформированы следующие навыки:
🔸 овладение звуко-буквенными обозначениями;
🔸 овладение послоговым чтением;
🔸 становление приёмов чтения.
Отсюда вывод: если малыш не владеет данными навыками, то обучать его скорочтению нет никакого смысла. Более старшим ребятам, которые уже имеют развитое мышление, представляют прочитанное или прослушанное в образах, уроки скорочтения могут стать полезными. Но и здесь есть свои положительные и отрицательные моменты👇
Плюсы
➕ Развивается зрительное внимание и концентрация.
➕ Повышается интерес к учебе вообще, поскольку успехи (в данном случае – в чтении и восприятии нужной информации) повышают самооценку и помогают ребенку почувствовать уверенность в своих силах.
➕ Улучшается качество подготовки как к контрольным, так и к экзаменам за счет возможности обработать бóльшие объемы информации.
➕ Повышается успеваемость школяра за счет опять же бóльшего, чем обычно объема усваиваемого материла на занятиях и скорости выполнения «домашки».
➕ Появляется больше свободного времени для хобби или просто для прогулок и отдыха.
Минусы
⛔️ Поверхностное восприятие прочитанного из-за выборочного прочтения информации и выделения главного из текста. Последнее чревато ослаблением интереса к деталям.
⛔️ При скорочтении нет многократного повторения, побуквенного прочтения слов, что в итоге может привести к безграмотности в написании текстов.
⛔️ Образная речь развивается слабо, а словарный запас пополняется медленнее, чем при чтении в обычном режиме.
⛔️ Привыкнув выделять в тексте лишь важную информацию, ребёнку, возможно, уже не захочется читать книги просто ради удовольствия. А чтение "просто книг" существенно расширяет кругозор.
В заключение хочу сказать, что овладение скорочтением — это нелёгкая работа. Потребуется внутренняя мотивация и самодисциплина, нужно будет выполнять все рекомендации тренера по скорочтению, также делать самостоятельно домашние задания, которые он задаёт.
Если статья была полезной или просто интересной, поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". Позитивной осени!🍁🍂🙂
Еще в моей ленте:
Автор: ©Рядом с детьми