Сейчас в преддверии начала учебного года самое время поговорить на эту тему. Мы учим фотографии, поэтому говорить будем на языке фотографии. Толчком этой статьи ещё стал День рождения нашего Мастера - Александру Григорьевичу Курбатову сегодня исполнилось 75 лет.
В честь него, в честь нашей школы (Институт Профессиональной и Любительской фотографии) публикуем статью из авторского трактата Александра Курбатова по метафизике в фотографии «О чём это Я… МЕТАФИЗИКА ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА от «А» до «Я».
Часть первая.
ПОГОВОРИМ...
Попробуйте, спросите себя, – как Вы представляете идеальную фотографию и ту, которую Вы считаете лучшей?
Не думаю, что ответ возникнет сразу, конкретно и однозначно.
Скорее всего, вы подумаете о чём-то таком, о некоем фотографическом снимке, но не о существующем, адресном, а лишь представляемом.
Кто-то скажет, что он должен быть красивым, понятным, выразительным и так далее…
Лишь не многие укажут на определенный фотокадр.
От чего так… Подумайте над этим… Ответ, я думаю, в самом вопросе. О какой фотографии идет речь?
Фотография сегодня настолько многообразна и её так «много» в нашей жизни, всякой фотографии – бытовой, жанровой, прессовой, рекламной, научной и так далее, что подчас мы её не замечаем и считаем просто обыкновенной, обычной частью нашей повседневной жизни.
Фотографический аппарат имеют все, кто пользуется современным мобильным телефоном.
Можно сказать – сегодня «фотографами» становятся поневоле. Многие решают заняться фотографированием не только на «мобильники», а по «настоящему». Вопросы про фотографию возникают не сразу, но возникают.
Когда человек становится обладателем фотографического аппарата и заглядывает в глазок видоискателя или экран цифровой камеры, он начинает понимать, что для того, чтобы воспользоваться приобретением и «сфотографировать» – нужно выбрать то, что называется в фотографии сюжетом кадра, подсмотреть его или придумать, неважно – главное понять, что же он хочет отобразить на снимке.
Выбор – самое сложное в фотографии.
Когда он все – таки сделан, возникает другая проблема – как сделать так, чтобы снимок отображал то, что задумал автор – то есть как-то «организовать» этот сюжет в пространстве кадра.
Фотографы называют это действие – композицией.
Именно по композиции, в конечном счёте, можно судить – зачем сделан этот снимок и о чём он.
Как добиться того, чтобы снимок был «хорошим», «красивым», «понятным» - одним словом, – нравился.
Многие даже не задумываются, что ответ кроется в самом простом: кем Вы себя считаете?
Если Вы относите себя к армии фотолюбителей, то есть снимаете для себя, для собственного удовольствия, Вы снимаете то, что Вам нравится и так как Вам нравится. Отсюда, и результат всегда будет нравится. Если же Вы ваше съемку будете кому-то показывать – то Вы уже почти профессионал, так как в этом случает Вы будете «работать» не только с расчётом на себя, но и на многих других людей – просто зрителей.
И Вы должны это учитывать, если хотите, чтобы они поняли и оценили то, что Вы хотели «сказать» вашими снимками.
У тех, кому Вы покажете результаты съёмки, могут быть воззрения и понятия, отличными от Ваших.
Значит Вы должны, учитывая это, пользоваться, условно говоря, какими-то понятиями, «рецептами» в работе, о которых знают и, которые однозначно с Вами понимают большинство.
Вот тут-то вспоминают о законах и правилах организации плоскости кадра – о фотокомпозиции.
Более того, многие думают, что в них заключаются творческие «секреты» и «тайны»
Фотографического гения мировых мастеров фотографии.
Но, история этого вида творчества свидетельствует обратное.
Все, все выдающиеся творческие фотографы мира становились таковыми именно потому, что как раз не придерживались того, что называют правилами и законами в фотографии.
От классиков – Табольта, Камерон – до, скажем Адамса, Брессона, тоже классиков, всего несколько имен, но все они – вехи почти двухсотлетней истории фотографии.
Те же, кто следовал правилам и законам, в большинстве своём так и остались прилежными учениками и последователям великих.
Если Вы считаете себя творческим человеком, фотографию – видом творчества, и хотите действительно, творить, подумайте об этом…
Правда, тут есть маленькая тонкость.
Для того, чтобы не следовать этим законам и правилам, то – есть, нарушать их, их нужно хотя бы знать.
Для любителя это не так принципиально. Он фотографирует для себя, себе в коллекцию, сам себе является автором и зрителем. Раз он сделал снимок, значит, он доволен снятым, будет доволен и результатом, иначе бы он не нажимал на спуск.
Но если… Если Вы хотите заниматься творческой, художественной, «высокой» фотографией, хотите, чтобы Ваше творчество увидели и оценили…, подумайте над этим.
Решите для себя один единственный вопрос – кто Вы?
Итак, если Вы все-таки решились… Шаг первый, – подумайте ещё раз и, – вперёд – не раздумывая.
С чего начать – опять с ответа на вопрос, какой фотографией Вы хотите заниматься?
Если для себя, для дома, для семьи – смело и без раздумий.
Родные и семья будут рады Вашему творчеству в любом случае и при любом результате.
Если с желанием в последующем присоединиться к какому-нибудь фотографическому «цеху» – журналистике, рекламе, науке и т.д. – попробуйте для начала сделать что-нибудь так, как будто Вы уже – журналист, рекламный фотограф, фотограф в науке или на производстве.
Снимите фоторепортаж или фотоочерк, рекламное портфолио, зафиксируйте научный эксперимент и т.д.
Покажите результаты профессионалу: они все по первому разу, как правило, не отказывают, – и, сразу всё поймёте.
Если Вы решили снимать классные творческие художественные «карточки», подумайте ещё раз, взвесьте Ваши возможности.
Во-первых – творческие способности, образовательный и интеллектуальный уровень, а главное – то, что невозможно, я думаю сразу понять, оценить и до конца осознать – внутреннее чувство – «я могу».
Ведь Вам придётся иметь дело с весьма «продвинутыми» зрителями и ценителями будущих ваших работ.
Найдите единомышленников, и, через некоторое время, собрав коллекцию работ, покажите её какому-нибудь авторитету творческого Союза, Фотоклуба или другой творческой фото организации.
Если Вы после этого ещё более утвердились в мыслях о продолжении занятий такой фотографии – снимайте ещё больше, вдумчивей и, параллельно, знакомьтесь с тем, что называется «Школой».
Школа есть в любом виде занятости, требующей творческих усилий. В живописи, музыке, скульптуре, танце, актёрском мастерстве, даже в футболе…
Школа – это как раз и есть знакомство с теми правилами и законами, которые «потом» Вы будете творчески нарушать.
Раньше, желающие чему-нибудь научиться, или в обучение к Мастеру и на практике познавали желаемое. Это и была Школа.
Фотография, на мой взгляд, относится именно к таким сферам.
Но, современная жизнь не всегда позволяет как ученику, так и Мастеру отдаваться такой практике.
Сегодня, желающие организуются в группы обучения, на курс занятий у Мастера без отрыва от своей основной деятельности.
Есть несколько учебных заведений, где обучение ведётся по академической системе, но это совсем другое дело.
Большинство курсов рассчитаны на общее знакомство с основами технического и практического аспекта фотографирования.
Редко кто уделяет внимание чисто творческим аспектам. Освоение фотографического мастерства – не обучение, а познавание творческого процесса, и не азов его, а самой сути.
У творчества нет азов.
Ребёнок с самого юного возраста обладает разнообразными способностями и проявляет их в полной мере, иногда ярче и полнее, чем иные взрослые, даже иногда не думая о том, чем он занимается, а тем более о «тайнах и секретах» того, что он делает.
Это и есть талант к творчеству. Научить этому ещё никому не удавалось, но почувствовать и развить, если есть такие способности, можно.
Жизнь показывает: многие люди лишь в конце жизни осознают или приходят к настоящему своему призванию, и часто жалеют о потерянных годах, а то и всей прожитой жизни.
Обязательно нужно заняться тем, к чему тянет, к чему есть желание, пробовать, пробовать…
Главное здесь – правильно расставить приоритеты и, … вперёд.
Учитель, мастер, – не может научить, может только посоветовать, объяснить, показать.
«Научиться» Вы можете только сами - сами научить себя (согласно правилам русского языка).
Ваше решение – «да – нет».
Поговорим …
Текст: Александр Курбатов
Фотографии: Василий Прудников
Подготовлено:
Институт Фотографии ИПЛФ-РУСС ПРЕСС ФОТО
www.mipap.ru
Московский Институт Профессиональной и любительской фотографии ИПЛФ - РУСС ПРЕСС ФОТО
КСТАТИ!
В книге есть ещё главы, какие вы хотели бы прочесть далее?
Содержание:
1. Часть первая Поговорим…
2. Часть вторая Собственно фотография…
3. Часть третья По любви или за деньги…
4. Часть четвертая Доколе…
5. Часть пятая Ну не картина…
6. Часть шестая Плохая – хорошая…
7. Часть седьмая Что? Зачем? Как?
8. Часть восьмая Хочу в профессионалы!
9. Часть девятая О вкусах не спорят…
10.Часть десятая Про сиреневый туман и ёжиков…
11. Часть одиннадцатая О вкусах не спорят.