Рада видеть Вас на канале! Сегодня статья пригодится и учителям, и родителям.
Как правильно сказать детям: «Откройте учебник на странице пять», или «Откройте учебник на пятой странице»?
А почему ученик пишет дату классной или домашней работы (письменно) с ошибкой?
Задача учителя
научить грамотно использовать числительные в речи, а в дальнейшем склонять их. Это происходит не только на уроках русского языка, но и математики.
И здесь не обойтись без собственного примера грамотной речи.
Итак, ошибки в употреблении математических терминов можно условно разделить на несколько видов.
Незнание истории появления числительных
История русских числительных интересна. Наши предки воспринимали число как определенное количество каких-либо предметов. Приведу примеры некоторых исторических сведений
🔰Число три у многих народов долго было пределом счета. Тройка стала популярным числом в мифах и в сказках.
🔰Слово «пять» связано с существовавшим ранее словом «пясть» (рука) и имело конкретное значение - пять пальцев.
🔰Число семь у многих древних народов считалось особенным. Это волшебное число широко использовалось в сказках и мифах древнего мира. Сейчас в современной речи число семь часто используется в пословица.
🔰Число двенадцать или «дюжина» очень почиталось: 12 месяцев в году, 12 знаков Зодиака, 12 делений на циферблатах часов.
🔰Слово «сорок» вначале было существительным и обозначало «мешок с четырьмя десятками собольих шкур». Столько требовалось на полную шубу.
🔰Слово «тысяча» появилось раньше других слов и для его обозначения использовали слово «тьма».
🔰Далее потребовалось заимствования из греческого языка слова «легион» (сто тысяч) и «леодр» (миллион).
Склонение имен числительных
Склонять числительные сложно. Здесь важно следить и за своей речью и предлагать разные задания, которые закрепляют названия чисел.
Например, математический рассказ записать на слух, где слова нужно обозначить цифрами или наоборот; проведение математических диктантов.
Очень важную роль играет вовлечение жанров устного народного творчества в уроки математики.
🔸Наиболее доступными являются загадки. Например, два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы); пятеро друзей в общем доме живут (варежки).
Вот ещё несколько примеров:
🔸Пословицы и поговорки - вставь в пословицу пропущенные названия чисел.
🔸Считалки - используют для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.
🔸Сказки. Дети не замечают, как в их мысли проникают математические понятия. Например, сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» помогут закрепить порядковый и количественный счет.
🔸Для детей постарше (3-4 класс) можно использовать числовой материал, связанный с окружающим миром, историей страны и родного края:
🔹Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 840 литров воды в сутки.
🔹За многолетнюю историю изучения флоры и фауны, ученые насчитали около 1100000 видов членистоногих, 9000 видов млекопитающих, свыше 24000 видов рыб, 8000 пресмыкающихся, 5000 земноводных, 260000 видов растений
Попробуйте сами проговорить все числа, не так то это просто 😉
🔹Стая рыб может состоять из 1000000000 особей одного вида
Неграмотное употребление математических терминов
Основа данных ошибок – смешение таких понятий, как: цифра и число, разряд и класс.
Про различение цифры и числа прочитайте в статье⬇️
А про разряд и класс я обязательно напишу, когда с ребятами будем проходить данную тему.
А теперь поделитесь в комментариях, интересен ли был данный материал? Может кто-то из коллег узнал для себя что-то новое?
Ставьте лайк 👍. А ещё можете поблагодарить автора, подарив ручку😉
Ведь скоро начало учебного года, записей придётся делать много. До встречи!
#математикадлядетей #перваяучительница #обучениедетей #школа