В 1848 году в деревне Большое Жуково Тверской губернии (Конаковский район) в семье крепостных родился сын Иван. Помимо Ивана в семье было две старших сестры, а позже появился и младший брат Алексей. В 12 лет, как это часто бывало в крестьянских семьях, Ивана отправили в город на заработки. В столице он успел побыть и рабочим, и приказчиком в лавке, и половым в трактире. Скорее всего, нехитрая трудовая биография продолжалась бы в том же духе, если бы кто-то не заинтересовался рисунками юного самоучки, который еще в родной деревне любил рисовать углем на стенах и заборах. История умалчивает, кто в 1865 году надоумил Ивана пойти учиться в столичную Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Позже Иван поступил в Академию художеств, куда в виде редкого исключения был зачислен, имея только начальное образование. Талантливый выпускник мог бы претендовать на большую золотую медаль и двухлетнюю стажировку за границей, но так и не получил ни того, ни другого из-за стечения обстоятельств. В этот год АХ решила не присуждать золотую медаль никому, но особо отметила двух выпускников – Сурикова и Творожникова. Позже ставший известным художник Иван Иванович Творожников сам был и академиком, и преподавателем в прославленном учебном заведении, его картины выставлялись на российских и международных выставках, их охотно покупали коллекционеры. К сожалению, достойного места в послереволюционной реальности для него не нашлось. Он умер в 1919 году в Петрограде в полной нищете.
Вместе с однокашником Суриковым Творожников создавал фрески для храма Христа Спасителя в Москве («Четыре Вселенских собора»), но они были утрачены вместе с разрушенным храмом. Иных работ на религиозные темы немного. На исторические темы, которые так любили в академии, тоже. Самая известная - «Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5-го июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости». Картина изображает печальный результат попытки госпереворота. Мелкопоместный дворянин поручик Мирович, служа в крепости, узнал, что таинственный узник – несостоявшийся император Иван Антонович. Мирович решил его освободить и возвести на престол. Предполагаемый мотив – личная ненависть к Екатерине II из-за отказа вернуть ранее конфискованные у его семьи имения. В итоге юноша был убит приставами, которым была выдана секретная инструкция умертвить арестанта, если его попытаются освободить (даже предъявив указ императрицы). Сам Мирович за свою затею был казнен через четвертование.
В 1880-х художник вернулся в родную деревню. Герои многих картин писаны с его земляков. Считается, что односельчане позировали в роли нищих на паперти. Надо заметить, что отношение к нищим было неоднозначным. Некоторые считали их бездельниками, не желающими работать, некоторые (по крайней мере в случае с явно психически не здоровыми) – божьими людьми. Чем более жалкий вид и заметнее патологии – тем больше подавали. При этом мест, где официально можно было заниматься попрошайничеством, было мало. Прежде всего, это церковные паперти. Это место было легальным и, более того, самым хлебным, поэтому занять его было сложно, по крайней мере, в городах. Там попрошайки часто образовывали целые артели во главе со старостами, которым платили дань, а те в свою очередь решали вопросы с хозяевами «участка». В случае с церковью нередко договаривались со «служителями культа» (разумеется, не всегда церковнослужители были в доле, а среди попрошаек реально могли оказаться люди, действительно попавшие в беду). По церковным праздникам подавали особенно щедро. Выпрашивать деньги на сленге попрошаек называлось «стрелять» (это слово позже стали использовать и обычные люди).
К сожалению, из-за прорех в законодательстве дети-нищие были не таким уж редким явлением. Чаще всего ими становились сироты, оставшиеся без попечения взрослых, особенно в крестьянской среде. Обычно сиротам назначали опекунов, а если таковых не находилось, опекуном числилась вся община, то есть формально все, и никто конкретно. Централизованных служб опеки в современном понимании не было, а те, что были, занимались в основном малышами-«отказниками» до двух лет, а детей постарше в приюты брали неохотно. Детей даже из неблагополучных семей практически не изымали.
А это бродячий торговец книгами – офеня. Услуги офень были особенно востребованы в деревнях и районах, где не было своих книжных лавок. Офени предлагали книги, брошюры, лубочные картинки и иную печатную продукцию. По воспоминаниям современников, среди крестьян особой популярностью пользовалась религиозная литература, жития святых, разные жуткие истории, а также сказки и то, что сейчас назвали бы фэнтези.
Другие картины автора
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#история #живопись #искусство #картина #художник