Найти в Дзене

В Самару! "Наследство" первого санитарного врача Самары и лайфхак от него же

Имена дореволюционных врачей Самара хранит в памяти до сих пор. Доктора Эрн, Греве, Гринберг, Масловский помимо доброй памяти оставили городу в наследство еще и прекрасные особняки. И очень много сделал для города Вениамин Осипович Португалов - первый санитарный врач Самары . В молодости он успел побывать революционером – народником, а позже стал медиком, ученым, публицистом и общественным деятелем Родился в 1835-м году в Полтаве в купеческой семье, после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Императорского Харьковского университета. Учебу совмещал с участием в студенческих беспорядках 1858-го года, после чего пришлось перевестись в Киевский университет Святого Владимира. Тайные студенческие общества и в Киеве вынашивали антиимперские идеи, так что Вениамин в феврале 1860-го годы был арестован, отправлен в Петербург и 23-го февраля заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, повидавший многих знаменитых узников. Через четыре месяца выяснилось, что особой

Имена дореволюционных врачей Самара хранит в памяти до сих пор. Доктора Эрн, Греве, Гринберг, Масловский помимо доброй памяти оставили городу в наследство еще и прекрасные особняки.

Вениамин Португалов
Вениамин Португалов

И очень много сделал для города Вениамин Осипович Португалов - первый санитарный врач Самары . В молодости он успел побывать революционером – народником, а позже стал медиком, ученым, публицистом и общественным деятелем

Петропавловская крепость
Петропавловская крепость

Родился в 1835-м году в Полтаве в купеческой семье, после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Императорского Харьковского университета. Учебу совмещал с участием в студенческих беспорядках 1858-го года, после чего пришлось перевестись в Киевский университет Святого Владимира. Тайные студенческие общества и в Киеве вынашивали антиимперские идеи, так что Вениамин в феврале 1860-го годы был арестован, отправлен в Петербург и 23-го февраля заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, повидавший многих знаменитых узников.

Проект земского медицинского комплекса в Самаре
Проект земского медицинского комплекса в Самаре

Через четыре месяца выяснилось, что особой угрозы российскому самодержавию студент-медик не представлял, и ему было разрешено «Русскую Бастилию» покинуть и завершить образование в Казанском университете. Потом были годы медицинской службы на Полтаве, в разных городах Пермской губернии, Вятке и Казани – и везде под надзором полиции! В Самару приехал в 1871-м, в этом же году был наконец освобожден от полицейского надзора и смог полностью реализовать свой врачебный и организаторский талант.

Новая губернская земская больница открылась в 1875-м году
Новая губернская земская больница открылась в 1875-м году

Трудясь врачом-педиатром и четвертым ординатором в губернской земской больнице, расположенной в тесных помещениях дома Волкова на Алексеевской (Красноармейской), Вениамин Осипович начал продвигать свою идею о создании медицинского городка и переносе его за город, убеждая всех, что «выздоровление за городом, на воздухе, у Молоканских садов будет идти несомненно лучше…». Убедить управу удалось, средствами самарское земство располагало достаточными, и в 1872-м году началось возведение шикарной по тем временам больницы павильонной системы по проекту академика архитектуры Ивана Штрома. Португалов курировал свое детище, приезжая в Петербург на согласования проекта, так что одна из лучших земских больниц России появилась, можно сказать, его трудами.

Один из корпусов новой земской больницы
Один из корпусов новой земской больницы

Не менее широкую известность врач Вениамин Португалов получил как публицист. Считал своим долгом высказывать мнение любому насущному вопросу российского бытия и писал обо всем на свете. Названия статей - «Сердитое бессилие Мопассана», «Обрезание у евреев», «Санитарное состояние России», «Успехи микробиологии», «Предохранительные меры против холеры – говорят о широком круге интересов.

пастеровская станция на территории больницы. Была второй в России (после Одессы) и третьей в мире
пастеровская станция на территории больницы. Была второй в России (после Одессы) и третьей в мире

Но основным полем журналистской битвы для земского санитарного врача было внедрение гигиены в повседневную жизнь народа. Создание в российской медицине санитарной отрасли и самого термина «социальная гигиена» – именно его заслуга. У властей не просил, а требовал современных городских технологий и особенно – устройства канализации!

Письмо агентства вакцин Пастера
Письмо агентства вакцин Пастера

Еще его называли «человеком, который никогда не спит». Помимо основной работы, публицистической и просветительской деятельности, одним из первых стал бороться в России с пьянством, делая больным подкожные впрыскивания стрихнина. Для «алкозависимых» вел частный прием в квартире на Саратовской (Фрунзе), где "контингент" порой вел себя непредсказуемо.

Один из трех сохранившихся корпусов
Один из трех сохранившихся корпусов

Хочется процитировать авторскую заметку из «Самарской газеты» от 19-го июня 1890-го года: «… Последние несколько лет я лечу от пьянства стрихнином. Поэтому ко мне валит всякий народ… Пригласили меня к мещанину Ивану Ушатову, который оказался одержим белой горячкой. Я посоветовал отправить его в больницу, так как дома оставлять было опасно. Через несколько дней, в субботу, 2 июня, утром, он (Ушатов) позвонил, и я увидел его снова уже в своей квартире. Он попросил сам полечить его от «вина». Я сделал вспрыскивание и попросил прийти в 7 часов вечера. В назначенное время раздался а стук в дверь. Ему отворили. Я сидел с семьей и пил чай. Совершенно спокойно я вышел к нему и пригласил в кабинет. Он бросился ко мне в ноги, я начал его успокаивать, но тот вдруг яростно вцепился мощной пятерней в мою бороду, громко крича: «Лечи меня, лечи меня». Бороды я не освободил. Тот упал и притянул к себе, свирепо рыча. Семейные мои сбежались, поднялся крик, вопли, дети мечутся и плачут, жена просит этого Ушатова отпустить меня, но тот неистово трепал бороду и меня. Четверть часа длилась борьба с этим голиафом, пока не сбежался с улицы народ – рабочие; его выволокли на улицу, но он и там, подлец, стал драться и бить встречного и поперечного, пока, наконец, не явилась полиция...»

"Народные чтения" проходили в городском театре
"Народные чтения" проходили в городском театре

В конце жизни Вениамин Осипович всецело отдался устройству так называемых «народных чтений» в Самарском городском театре. Дополнялись литературные собрания при помощи проектора «туманными (световыми) картинами» , сопровождались успехом и большим наплывом публики. Проводились чтения по воскресным дням и праздникам, в вечернее время, когда народ привык посещать пивные и трактиры.

-10

Пора спросить, где же в Самаре находился дом знаменитого доктора? Собственного дома у Вениамина Португалова не было. Он всю жизнь прожил бессребреником, отдавая премии и гонорары то на строительство благотворительных учреждений, то на помощь детям-сиротам. Квартира, где он проживал с семьей, была съемной. «Наследством Португалова», оставшимся Самаре, является нынешняя «главная» городская больница имени Пирогова на ул Полевой, выросшая из земского медицинского городка

Обещанный лайфхак от первого санитарного врача Самары
Обещанный лайфхак от первого санитарного врача Самары

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете