Про знаменитых самарских докторов Эрна и Греве я уже писала. Но, говоря о лучших врачах дореволюционной Самары, никак нельзя пройти мимо такой «медицинской фигуры», как Моисей Абрамович Гринберг. Откуда был родом, точно неизвестно, а профессиональную деятельность в Самарской губернии начал простым участковым земским врачом. В губернских адрес-календарях за 1894-1898 г. сообщается о нем как о земском враче Бузулукского уезда со служебной квартирой в селе Малая Малышевка.
В 1898-м году, в возрасте 34-х лет Моисей Гринберг перебирается на жительство в Самару. Снимает квартиру на Саратовской (Фрунзе),54 – в «челышевском» доходном доме, и там же начинает вести прием.
Клиентура растет быстро, а кроме того, в 1900-м году Гринберг занимает должность «думского врача для бесплатного приема больных у себя на квартире». Естественно, принимать неимущих больных на съемной квартире доктор не мог, так что для них была выстроена отдельная бесплатная амбулатория на Симбирской (Ульяновской) 40, а перед Моисеем Абрамовичем встал, так сказать, «жилищный вопрос».
Надо сказать, что наличие собственного дома для тогдашних врачей означало наличие особого статусного положения. Если врач где работал, там и жил – это давало аванс доверия со стороны клиентуры. Особняк с кабинетом для фигуры врача был залогом надежности его услуг и очень способствовал успеху врачебной практики.
При этом, несмотря на отсутствие медицинской конкуренции ( в 1912-м году врачей было меньше трехсот человек на всю губернию), купить или построить собственный дом могли далеко не все специалисты. А Гринберг уже в 1901-м году приобрел участок земли и построил небольшое одноэтажное здание в стиле «модерн». О чем говорит данный факт? Наверное, прежде всего о том, что доктором он был хорошим и успешным! А свой новый дом использовал многофункционально – жил, работал, сдавал часть помещений в аренду.
Как уже было сказано, собственный особняк в то время был показателем профессионализма и высокого статуса врача. Статус доктора Гринберга рос, соответственно и дом его к 1912-му году подрос на два этажа и приобрел тот облик, который и сегодня продолжает украшать собой Самару
Происходило это следующим образом
Участвуя в делах самарской еврейской общины, Гринберг познакомился с инженером Городской Управы Зельманом Клейнерманом - впоследствии автором самарской синагоги и других известных зданий. Клейнерман разработал также проект нового дома для уже ставшего знаменитым врача.
Новое массивное здание с эркерами, огромным восьмигранным куполом, балконами с кованым ограждением, главным угловым входом с лепниной и цветочными барельефами сразу стало активной доминантой окружающей застройки.
В нем соблюдены все каноны стиля модерн – обилие декоративных элементов на всех деталях фасадах, растительный орнамент, наличие любимой детали – изображений женских головок, хозяйская монограмма на картушах и фронтонах подъездов...
В своем новом доме Моисей Абрамович жил и продолжал прием больных, так что жизнь особняка была тесно переплетена с судьбой и работой хозяина.
Доктор Гринберг занимался благотворительностью, продолжал бесплатно лечить неимущих. Умер в 1920-м году от сыпного тифа.
Остался в памяти современников добрым и отзывчивым человеком.
Особняк его, несмотря на некоторые «возрастные утраты», облик сохранил и сейчас заслужено входит в сокровищницу самарской архитектуры начала 20-го века.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете