После того, как в нескольких войнах русская армия одержала убедительную победу над персами, между нашими странами установились мир и дружба.
И не исключено, что первые иранские танки могли бы быть русскими. Но, катастрофа 1917 года много изменила, хотя отношения с Ираном уж совсем не испортила. Но танков русских (тогда уже советских) Иран купить не мог, поскольку мы сами их покупали в разных странах.
Посему начало иранским бронетанковым войскам положили танки чехословацкие. Это легкие кавалерийские танки Praga TNH (более всем известные по немецкому названию Pz.Kpfw.38(t), полученному для их аналогов в Вермахте) и малые разведывательные Praga AH-IV. Обеих моделей заказали по полусотне, первые машины оказались в Тегеране к началу 1937 года. Танки в Иране понравились, потому возник новый заказ ещё на три сотни машин каждой модели. Но выполнить его Чехословакия уже не могла, так как превратилась в Протекторат Богемии и Моравии. Кстати, чехословацкие машины состояли на вооружении в иранской армии минимум до середины 50-х годов.
Вообще-то в разных источниках упоминается про сотню французских танков Renault FT, полученных Ираном в середине 20-х годов, но я пока не готов за эту информацию ручаться.
После Второй Мировой войны в Иран стали поступать танки американские, как из армии США, так и Великобритании. Которые старались избавиться в процессе перевооружения армий от старой техники.
Поставлялись танки М4 Sherman и M24 Chaffee, количество проданных танков найти не удалось. Но до ирано-иракской войны дожила почти сотня «Шерманов».
В 60-х годах в Иран было поставлено 707 английских танков FV4201 Chieftain Mk.3 и Mk.5 (плюс 73 ремонтно-эвакуационные машины и мостоукладчика на их базе), а в начале 70-х ещё 187 специально для Ирана созданных FV4030/1 Shir (плюс 41 ремонтно-эвакуационная машина и 14 мостоукладчиков на его базе). Также закуплено 250 разведывательных танков FV101 Scorpion.
В 1974 году Иран заказал ещё 125 танков FV4030/2 Shir-1 и 1 225 новых машин FV4030/3 Shir-2. Но после революции 1979 года от закупки английских танков отказались, хотя часть машин на британских заводах изготовили.
По состоянию на 2018 год в Иране имелось ещё 100 «Чифтенов», а также 20 ремонтно-эвакуационных машин и 15 мостоукладчиков на их базе.
В 70-е годы проводились закупки бронетанковой техники в США. Вроде бы в целом куплено 860 американских машин. Конкретно указывается 150 танков М47, 240 М48А5 и 355 М60А1. Какие ещё модели поставлялись мне найти не удалось.
В ходе ирано-иракской войны армия Ирана, вооруженная английской и американской бронетехникой, столкнулась с иракской армией, вооружённой машинами советского производства. Сложно сказать, повлияли ли итоги войны, или невозможность после революции закупать оружие на Западе, но в Иране полностью переориентировались на танки советской разработки. Это не значит, что их все покупали в СССР. Такие машины иранцы покупали в Китае и Северной Корее, а затем в Польше и других странах Восточной Европы. Кроме того, в Иране охотно использовали и трофейную иракскую технику.
Россия поставила в Иран 422 танка Т-72С (по другой версии всего 200), в Иране получивших название Shilden (заказано 800 или 1000, но из-за санкций поставки остановлены были). Польша продала Ирану 104 танка Т-72М1 и ещё 37 Т-72 было куплено в Белоруссии. Количество трофейных иракских Т-72 неизвестно.
Из Китая в Иран поставлено около 300 танков Type 59-I и Type 59-II (первый со 100-мм пушкой, второй со 105-мм), около 500 танков Type 69-II. Кроме того, трофеями стали иракские Т-55 и Type 69-II в неизвестном количестве.
Из Северной Корее было поставлено 50 танков Chonma-Ho — лицензионная копия Т-62).
Большинство старых моделей танков в Иране модернизировали.
Модернизировали советские танки Т-54 и Т-55, а также и китайский Type 59, всего около 400 машин. Машина получила название Safir-74, вооружена 105-мм американской пушкой M68 от танков М60А1 и М48А5.
На английские «Чифтены» в Иране установили новый двигатель. Танк получил название Mobarez.
На американских М47М заменили башню, поставили 105-мм пушку М68, бортовые экраны и дизельный двигатель от М60. Этот танк именуется Sabalan.
Другой вариант модернизации того же М47 носит название Tiam. Башня установлена от танков Т-54/55/Тип-59, в башне американская 105-мм пушка М68.
Американские М60А1 также модернизируются, устанавливается динамическая защита. Модернизированная версия носит название Samsam.
Ну и в конце концов в Иране не ограничились лишь иностранными моделями бронетехники.
Собственный танк ذوالفقار (Zolfaqar — «меч Пророка») принят на вооружение в 1994 году. В нём много от нашего Т-72 и производится он с использованием его комплектующих, но подвеска на нём взята от американских танков. Словом — гибрид. Точных данных по производству нет, вроде изготовлено 100 «Зульфикар -1» и 250 более совершенных «Зульфикар - 3».
Весной 2017 года был показан новый иранский танк کرار (Karrar — «Атакующий»), который многие считаю копией российского Т-90. Утверждается, что это самостоятельный проект иранских инженеров, хотя и с использованием российских разработок. Какой-либо информации о производстве «Каррара» пока нет.
Стоит упомянуть и легкий танк Towsan, принятый на вооружение в 1997 году. На самом деле это модернизация английского танка «Скорпион» с 90-мм пушкой. Возможно их имеется 80-100 машин. Впрочем, это машина совсем другого класса.
Сколько и каких танков имеется на вооружении Ирана понять из открытых источников невозможно. Ещё сложнее понять, какое количество машин в войсках, а какое на хранении.
Можно предположить, что в настоящее время вооружённые силы Ирана имеют в своём составе 250 «Зульфикар», около 480 танков Т-72 в различных вариантах, около 400 танков «Сафир», от 100 до 300 Т-54, Т-55 и Type 59, от 200 до 250 китайских Type 69, от 50 до 150 северокорейских Chonma-Ho и Т-62, от 90 до 170 М47М, «Сабалан» и «Tиам», около 100 М48А5, около 150 М60А1, от 80 до 100 «Чифтен», «Шир» и «Мобарез». То есть всего от 1900 до 2300 танков, включая те, что на хранении. В большинстве источников указано, что в Иране на вооружении 1700-1800 танков.
Как мы видим, у Ирана номенклатура танков весьма разношерстная. И значительная часть — это устаревшие машины, пусть и модернизированные. Что создаёт проблемы с деталями, которые и в Иране не производятся, да и в самих странах-разработчиках порой тоже. С боеприпасами полный кошмар, так как пушки четырёх калибров, и при этом у орудий одного калибра боеприпасы не взаимозаменяемы.
Такая вот получается картина.
Рекомендую также мою статью:
Про литые танковые башни и прочие глупости в телевизионных ток-шоу
И не забудьте подписаться на мой канал