Найти в Дзене
Мир кораблей

Второй бой в заливе Сирт

Оглавление

К началу 1942 года британский гарнизон на Мальте, находившейся в жёсткой блокаде, оказался в тяжелом положении. Остров постоянно подвергался бомбардировкам итальянской и немецкой авиации, а доставка припасов и продовольствия проходила с большими трудностями — конвои добирались до острова лишь частично и с потерями. Последний конвой, MW-9, который вышел из Александрии 12 февраля 1942 года, вообще был полностью разгромлен авиацией 2-го воздушного флота люфтваффе.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-2

Поэтому в британском Адмиралтействе приняли решение направить на Мальту новый конвой под кодовым названием MW-10. Командующего Средиземноморским флотом адмирала Каннингхэма поставили в известность, что этот целостность конвоя является максимальным приоритетом, и он должен дойти до острова любой ценой.

Штурмовая группа итальянских сапёров атакует позиции британских войск в районе ливийского города Сирт. Солдат слева вооружен огнеметом Apparecchio Lanciafiamme Spallegiato Mod. 40, январь 1942 года
Штурмовая группа итальянских сапёров атакует позиции британских войск в районе ливийского города Сирт. Солдат слева вооружен огнеметом Apparecchio Lanciafiamme Spallegiato Mod. 40, январь 1942 года

С 15 по 19 марта 1942 года британская #авиация нанесла ряд ударов по наземным аэродромам итальянских и немецких ВВС, расположенных на Крите и Родосе. Также к атаке на авиабазы были привлечены силы флота (эскадра контр-адмирала Вайена) и наземные силы. Их целью было максимально ослабить авиацию противника, чтобы снизить число самолетов, которых можно было бы задействовать для атаки на конвой.

Попытка №2

Конвой MW-10 был сформирован еще в первых числах марта, но вышел в море только 20 марта. Он включал в себя четыре транспортных судна, способных развивать достаточно высокую скорость. В общей сложности, на борт были погружены почти 30 000 тонн припасов.

Лёгкий крейсер ПВО HMS Charybdis типа Dido на якорной стоянке, 1942 год
Лёгкий крейсер ПВО HMS Charybdis типа Dido на якорной стоянке, 1942 год

На выходе из Александрии конвой охраняли 6 эсминцев и легкий крейсер «Карлайл». 21 марта конвой был усилен еще 6 эскортными миноносцами. Утром 22 марта к конвою присоединилось возвращавшееся после обстрела с Родоса соединение контр-адмирала Вайена, который и осуществлял общее командование операцией. В состав соединения входили специализированные крейсера ПВО «Дидо», «Клеопатра», «Эвриал» и четыре эскадренных миноносца. Через пару часов конвой был дополнительно усилен вышедшими с Мальты легким крейсером «Пенелопа» и эсминцем «Легион».

Эскадра в море

Информацию о конвое Супермарина получил утром 21 марта — итальянская #субмарина «Платино» радировала об обнаружении транспортов и кораблей охранения. Вечером этого же дня информацию подтвердили немецкие пилоты, заметившие конвой и предоставившие исчерпывающую информацию о количество вымпелов, курсе и скорости конвоя. После получения этих данных из Таранто вышла эскадра адмирала Иакино в составе быстроходного линкора «Литторио» и трех эсминцев, а из Мессины — 3-я крейсерская эскадра контр-адмирала Пароны (тяжелые крейсеры «Гориция» и «Тренто», легкий крейсер «Банде Нере» и четыре эсминца охранения).

Итальянская девятая дивизия линкоров на стрельбах в заливе Таранто, лето 1940 года. Головным идёт Littorio, за ним — Vittorio Veneto
Итальянская девятая дивизия линкоров на стрельбах в заливе Таранто, лето 1940 года. Головным идёт Littorio, за ним — Vittorio Veneto

Контр-адмирал Вайен узнал о выходе эскадры Иакино через четыре часа (примерно в 05.20) и приказал изменить курс, чтобы уклониться от встречи с противником. Об эскадре Пароны он не подозревал, поэтому планировал выделить несколько эскортных миноносцев для дальнейшего сопровождения конвоя на Мальту, а с остальными кораблями навязать бой противнику.

После первых воздушных атак итальянской авиации утром 22 марта, оказавшихся безрезультатными, Вайен разделил свои корабли. Крейсера ПВО и легкий крейсер «Пенелопа», а также 11 эсминцев были включены в пять ударных дивизионов, задачей которых являлись артиллерийская и торпедная атаки и постановка дымовых завес между транспортами и итальянскими кораблями. Еще один дивизион, состоявший из легкого крейсера «Карлайл» и эсминца «Эйвон Вейл», должен был ставить дым по ходу движения конвоя. Оставшиеся пять эсминцев оставались охранять транспортные корабли от воздушных атак. Такая тактика показала свою эффективность — с 13:00 до 18:00 авиация противника предприняла в общей сложности 28 воздушных атак, но не сумела поразить ни один из кораблей конвоя и охранения.

Торговые суда конвоя на Мальту, атакуемые немецким и итальянскими самолётами в Средиземном море во время второй битвы за Сирт. В результате проводки конвоя 80% грузов было потеряно. Снимок сделан с эсминца сопровождения
Торговые суда конвоя на Мальту, атакуемые немецким и итальянскими самолётами в Средиземном море во время второй битвы за Сирт. В результате проводки конвоя 80% грузов было потеряно. Снимок сделан с эсминца сопровождения

Артиллерийская дуэль

К 12:00 на море началось сильное волнение, усилившееся к 13:30 до 5 баллов. Несмотря на это, эскадре контр-адмирала Пароны удалось перехватить конвой примерно в 14:30 — на два часа раньше, чем этого ожидал Вайен. По разработанному адмиралом Иакино плану, Парона должен был преследовать конвой так, чтобы вывести его к «Литторио».

Между итальянскими и британскими крейсерами завязалась артиллерийская дуэль на предельной дистанции в 21 км. Но большая дистанция, сильное волнение и плотная дымовая завеса мешали работе дальномеров и не позволили добиться попаданий ни одной, ни другой стороне. Через 45 минут безрезультатной стрельбы #крейсеры Пароны отвернули на север, а крейсеры Вайена — на юго-запад, после чего Вайен посчитал столкновение оконченным. Но примерно через полтора часа его ошибка стала очевидной — с эсминца «Зулу» сообщили о дымах на северо-востоке – это была эскадра ИАкино, усиленная на фланге крейсерами и эсминцами Пароны.

По приказу Вайена все корабли, входившие ударные дивизионы, начали ставить и растягивать дымовую завесу, а «Карлайл» и «Эйвон Вейл» закрыли завесой конвой, который начал отходить к югу. На руку британцам сыграл сильный ветер, дувший в северо-западном направлении и тянувший завесу к итальянским кораблям. Опасавшийся торпедных атак британских эсминцев, адмирал Иакино решил не рисковать и попытался обойти дымовую завесу.

Лёгкий крейсер HMS Cleopatra ставит дымовую завесу для прикрытия конвоя, следовавшего из Александрии на Мальту. Фотография с мостика лёгкого крейсера HMS Euryalus. Средиземное море, март 1942 года
Лёгкий крейсер HMS Cleopatra ставит дымовую завесу для прикрытия конвоя, следовавшего из Александрии на Мальту. Фотография с мостика лёгкого крейсера HMS Euryalus. Средиземное море, март 1942 года

Корабли Вайена действовали рассредоточено, поочередно «выныривая» из завесы и пытаясь атаковать итальянские силы. Эти дуэли длились по 10-12 минут. Сначала в бой вступили «Эвриал» и «Клеопатра», но оба получили попадания от «Бандеро Нери» и «Литторио». После этого атаку предприняли «Дидо» и «Пенелопа». В 17:30 Вайен допустил серьезный тактический просчет, едва не стоивший ему боя, — он решил, что на востоке находятся несколько итальянских кораблей, поэтому приказал трем дивизионам отправиться на их поиски.

Фактически в тот момент против всех кораблей Иакино остались только пара эсминцев, и если бы он рискнул и пошел в завесу, то судьба второго сражения в заливе Сирт сложилась бы совершенно по-другому. Но итальянский адмирал решил не рисковать и продолжал обстреливать эсминцы с дальней дистанции. Один из залпов линкора накрыл «Сикх», но тот остался на плаву.

Итальянский линкор Littorio во время Второго боя в заливе Сирт, 22 марта 1942 года
Итальянский линкор Littorio во время Второго боя в заливе Сирт, 22 марта 1942 года

К 17:50 шторм усилился настолько, что эсминцы едва держались на волне, а у тяжелых крейсеров качка достигала 10 градусов. Но Иакино продолжал преследовать конвой и Вайен решил пойти ва-банк, приказав всем своим эсминцам и крейсерам готовить к пуску торпеды. Первым в атаку пошел легкий крейсер «Клеопатра», вынудивший «Литторио» отклониться от курса, чтобы уйти от выпущенных трех торпед. В 18:44 британские #эсминцы под прикрытием огня крейсеров произвели массированный торпедный залп из 25 торпед, но ни одна из них не поразила цель. При этом итальянские крейсера сумели повредить эсминцы «Кингстон» и «Легион», а «Литторио» нанес легкие повреждения крейсеру «Эвриал».

В 18:51 британцы предприняли последнюю торпедную атаку, надеясь поразить итальянский линкор, но не добились успеха. При этом один из эсминцев получил серьезные повреждения в результате близкого разрыва 381-мм снаряда, но сумел сохранить ход и под прикрытием дымовой завесы вышел из боя.

Залпы в никуда

В 18:58, с наступлением темноты, бой окончился — Иакино опасался нарваться на британские торпеды, да и из-за отсутствия приборов для ночной стрельбы эффективность огня итальянских кораблей была минимальной. Он приказал всем кораблям отходить в Таранто, а британский конвой, шесть кораблей которого получили повреждения различной степени тяжести, продолжил курс на Мальту. До острова оставалось порядка 200 миль, но из-за усилившегося шторма переход сильно затянулся, и конвой пришел в гавань только под утро, а не поздно вечером, как это планировали в Адмиралтействе.

Итальянская карта второго боя в заливе Сирт
Итальянская карта второго боя в заливе Сирт

Из итальянских кораблей повреждения получил только «Литторио» — 120-мм снаряд с британского эсминца пробил его палубу в кормовой части. Повреждения у британцев были гораздо серьезнее — от артиллерийского огня сильно пострадали крейсеры «Эвриал» и «Клеопатра», а также эсминцы «Сикх», «Легион», «Кингстон», «Лавли» и «Хэвок». Но если учесть количество выпущенных снарядов, то эти повреждения выглядят смехотворно: итальянцы выпустили по противнику почти 1500 снарядов, из которых 1300 калибром от 152 до 381 мм. Расход снарядов у британцев был еще больше — почти 3000 снарядов, из которых 1600 главным калибром крейсеров, а также 38 торпед.

Закончить начатое

В целом контр-адмирал Вайен полностью выполнил свою задачу и сумел довести конвой до Мальты, выстояв против превосходящих сил противника. В стратегическом плане операция окончилась полным провалом — затянувшийся морской бой и усилившееся волнение не позволили конвою дойти до места назначения поздно вечером и разгрузиться под покровом ночи.

Рано утром немецкая и итальянская #авиация предприняли несколько налетов на рейд и смогли потопить все транспорты: извлечь с них удалось примерно четверть от общего количества перевозимых припасов. В результате выправить ситуацию со снабжением гарнизона на Мальте так и не удалось, и, если бы не яростное противодействие Геринга, планируемая на июль 1942 года операция «Геркулес» по десанту на Мальту вполне могла бы увенчаться успехом и кардинально изменить расстановку сил в Северной Африке и Средиземном море.

-10

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: