Недавно я путешествовал на своем кемпере, и за эту поездку пару раз пытался остановиться в кемпинге, окончательно убедившись, что у нас могут испоганить любое хорошее начинание неучи и далекие от того, что они собрались делать люди. Такая судьба постигла глэмпинги, а теперь и кемпинги. Но не все так плохо, и этому есть отличные примеры!
Однажды у меня был интересный опыт правильного использования Шеви Тахо, считаемого в США не внедорожником, а просторным автобусом с полным приводом и хорошим тягачом для прицепа. Мы тоже прицепили к Тахо прицепы с лодками и домами и отправились в небольшое путешествие, закончив его в Суздале. О кемпинге в этом городе, и о хорошем исполнении кемпинга, на его примере, пойдет речь.
Первое правило хорошего кемпинга: кемпинг должен располагаться вблизи интересного места, ради которого в него стоит приезжать. Будь то туристический городок, природный парк или достопримечательность, расположенные в пешей доступности от парка, а не где-то там... Это важнее, чем возможность подключиться к сети 220В и иметь легкий доступ к водопроводу и канализации.
Второе правило хорошего кемпинга: места стоянки должны быть отделены и оформлены. Это не просто место на бетонной парковке, названное кемпингом, а место, куда люди приезжают отдыхать и за которое они платят дороже, чем за обычную парковку. Хороший пример был и в Суздале, и в кемпинге "У Кремля" в Коломне.
Третье правило хорошего кемпинга: кроме хорошего расположения рядом с интересными местами, кемпинг должен располагаться в хорошем месте, где будет приятно посидеть, погулять и пообщаться с другими автотуристами. Места около реки или пруда особенно в почете, а наличие дорожек и общего патио - огромный плюс.
Создав кучу глэмпингов в России забыли, что это не просто дорогая будка, ранее называемая домиком для рыбаков, и не просто модная конструкция со стеклянной крышей где-то в еб*нях, и не просто палатка в лесу с белой простыней. Создавая в России кемпинги их владельцы тоже забыли, что это не просто парковка, за которую можно собирать в десять раз больше денег за стоянку не особо заморачиваясь.
Всем "развивателям туризма" стоит самим сесть на автомобиль, на кемпер, проехать по дорогам, остановиться в кемпингах. А еще лучше, проехать по Европе и США, чтобы просто понять, что кемпинг - это возможность путешествовать со своим домом, получать удовольствие от такого путешествия, останавливаться в комфорте и, еще желаннее, за адекватные деньги, а не за 1500-2000 рублей где-то в лесу на пыльной поляне, ничем не отличающейся от парковки дальнобойщиков.
Надеюсь, что однажды чиновники поймут, что не надо "помогать" деньгами и грантами тем, кто создает объекты чисто для отчета. Надо помогать административно, выделяя хорошие места тем, кто хочет создавать хороший бизнес и условия. И тогда люди будут делать хорошие объекты и реально развивать внутренний туризм, а не просто ставить галочки и пожирать бюджеты. И такие люди найдутся, гарантирую!