Более 10 лет наблюдений и переписки с владельцами, десятки часов бюрократической работы, несколько месяцев труда по расчистке и свыше 9 тыс. километров в пути. Рассказываем, как последний пассажирский паровоз СССР стал частью коллекции Музея железных дорог России.
Паровоз П36-0251 (1956 год, заводской № 10420), стал последним пассажирским паровозом в СССР и последним паровозом Коломенского завода. Он работал на Куйбышевской, Северной и Дальневосточной железных дорогах. Последним местом приписки стало депо Вяземская Дальневосточной железной дороги, где П36-0251 эксплуатировался до начала 1970-х годов. По окончании эксплуатации паровозы серии П36 находились в запасе на железных дорогах СССР, затем, с 1982 года, началось их исключение из инвентаря и передача на промышленные предприятия для использования в качестве котельных. Так, в 1982 году, паровоз П36-0251 оказался на Уссурийском заводе «Дальводреммаш».
Судьба последнего паровоза волновала отечественных любителей железнодорожного транспорта. Многие знали, где он находится, нередко «навещали» и фотографировали. Музейщики вели переписку с владельцами и искали средства для его приобретения.
Бесценный металлолом
Спустя почти 10 лет, осенью 1991 года Центральному музею Октябрьской железной дороги удалось купить паровоз П36-0251 по цене металлолома. Предстояло доставить приобретение из Уссурийска в Санкт-Петербург. Уникальная операция по спасению началась в июне 1992 года. Организатором и руководителем операции был Вадим Воронин (1947-2011), заведующий музейной площадкой в Шушарах. Непосредственное участие в экспедиции принимали научные сотрудники Сергей Погодин и Игорь Тимофеев. В Санкт-Петербурге «держала руку на пульсе» и организовывала работу директор музея Валентина Мисаилова.
Освобождение из плена
Музейная группа нашла паровоз в запущенном состоянии. Часть рельсового пути была разобрана, локомотив был подключен к заводской тепловой магистрали. Чтобы вывезти паровоз с территории завода в депо, музейщики освободили его из плена трубопроводов, восстановили ходовую часть машины, расчистили габарит и организовали ремонт подъездного пути длиной около 2,5 километров.
По счастливому стечению обстоятельств, на фронтонном листе паровоза сохранилась памятная табличка. По воспоминаниям Игоря Тимофеева, во избежание каких-либо неприятностей в пути, табличку решили спрятать в дымовую коробку. Когда дверцу открыли, все участники оказались засыпаны изгарью, скопившейся за долгие годы работы паровоза на отоплении. Чтобы вычистить дымовую коробку П36 потребовалось три дня. Ведь она была такого размера, что внутри мог разместиться автомобиль «Победа» – приводили яркое сравнение научно-популярные издания середины прошлого века.
Паровоз доставили в депо, и казалось, что самое трудное – позади. Но вдруг выяснилось, что у одной из фирм были свои планы по использованию П36-0251, после того, как его вытащат с завода. В начале 1990-х шла настоящая борьба за старые паровозы. Но усилиями руководителей локомотив удалось сохранить в музее.
Дальневосточные сокровища
Также на Дальневосточной железной дороге были приобретены американский паровоз ЕА2201, поступивший в Советский Союз на одном из судов «Полярного конвоя» в рамках ленд-лиза в 1944 году, крытый вагон канадской постройки (1915), и бронеплощадка (1941-42). Музейная сплотка отправилась в Санкт-Петербург в сопровождении Вадима Воронина и локомотивной бригады депо Санкт-Петербург-сортировочный-Московский во главе с опытным машинистом Валерием Сергеевым. Полугодовая экспедиция завершилась в декабре. Коллекцию музея пополнили четыре новых экспоната.
Впоследствии паровоз П36-0251 был отреставрирован силами музейщиков и энтузиастов и представлен в Шушарах, затем и на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. Сейчас он занимает почётное место в Музее железных дорог России, который является наследником Центрального музея Октябрьской железной дороги.
«Генерал» или «Победа»?
В наше время локомотивы этой серии активно используются в ретро-турах. Паровозы П36 стали по-настоящему «медийными». Журналисты часто называют их «генералами».
Есть мнение, что «генералом» П36 прозвали за красную полосу, тянущуюся вдоль площадки паровоза и тендерного бака.
Но не менее распространённое имя паровозов П36 среди железнодорожников – «Победа». Поэтому уместно использовать любое из этих прозвищ.
Где увидеть раритетный паровоз?
Паровоз П36-0251 находится в западном крыле блока «Н» Музея железных дорог России. Интересно, что П36-0251 – последний паровоз Коломенского завода соседствует с тепловозом ТЭ3-1001 – первым тепловозом, построенным Коломенским заводом после Великой Отечественной войны. Оба локомотива выпущены в 1956 году.
Обязательно напишите в комментарии, чтобы вы бы ещё хотели узнать об этом паровозе. Делитесь памятными фотографиями и своими историями!
Хотите узнать больше об экспонатах, о музее — приходите к нам на экскурсии. Билеты на экскурсию можно приобрести в кассах музея и на сайте.
Подписывайтесь на наши социальные сети:
Дзен: https://zen.yandex.ru/rzdmuseum
ВКонтакте: https://vk.com/rzd_museum
Одноклассники: https://ok.ru/group/56865883291789
Рутуб: https://rutube.ru/channel/25384434/
Ждём всех в гости!