Племена майя проживали на полуострове Юкатан уже более сорока веков. Древнейшие находки относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. А к первому тысячелетию у индейцев появились города. С 250 по 900 год нашей эры майя процветали. У них были искусство, наука, архитектура, социальные институты, письменность и астрономический календарь.
Но в период с 810 по 1050 год все города майя опустели. Тикаль, столица Мутульского царства, жители оставили примерно в 950 году.
Майя никогда не были единой империей. Их города-государства постоянно враждовали друг с другом, а также с соседними царствами, самым могущественным из которых на протяжении пяти столетий был Теотиуакан, находившийся в районе современного Мехико. Но его забросили еще раньше — в конце VII века.
Достижения майя
За пятнадцать столетий до плаваний Колумба майя создали точный солнечный календарь и сложнейшую иероглифическую письменность — единственную настоящую до прихода европейцев систему письма в Новом Свете. Они раньше индусов и арабов стали использовать в математике понятие нуля. Их астрономы уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения, а путь движения планеты Венеры вычислили с минимальной ошибкой — 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи, в создании изящной расписной керамики — о том свидетельствует археология.
Религия
Творцом мира и людей майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге "Пополь-Вух" говорится, что Унаб сотворил человечество из кукурузы. Из теста кукурузной муки были созданы первые четыре человека: Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам.
Однако в своих молитвах майя обращались к Хунабу редко, считая его совершенно недоступным. Общепризнанным же верховным богом был его сын, владыка небес Ицамна. В кодексах он изображен глубоким стариком, беззубым, с впалыми щеками, орлиным носом, а в некоторых сюжетах – еще и бородатым. Он являлся также богом дня и ночи. Легенды и мифы майя рассказывают, что он же был первым жрецом, который изобрел иероглифы. Существовали и зооморфные изображения Ицамны, на которых он предстает как небесный дракон (рептилия-птица-ягуар). В дальнейшем в его культе появляются хтонические аспекты, он становится богом вулканов, подземного огня, а еще позднее появляется множество ипостасей Ицамны, каждая из которых имеет свою "специализацию": Ицамна-Кавиль связан с урожаем, Ицам- на-Кинич-Ачав – с солнцем, Ицамна-Каб – с землей и т.п. Его супругой, по некоторым версиям мифа, была богиня Иш-Чсль (радуга) – покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения, а также богиня луны.
Популярным божеством был также бог кукурузы, имя которого достоверно неизвестно. Некоторые исследователи считают, что им был бог лесов Йум Ках (или Каш). Во всех упоминаниях это самое молодое божество с сильно деформированной головой, обремененное многочисленными заботами о хорошем урожае. Не меньшей популярностью пользовался и бог смерти Ах Пуч (или А Пуч). Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы – череп; ребра и позвоночник обнажены. Почитанием пользовалась также богиня Иштаб – покровительница всех наложивших на себя руки. Некоторые боги сохраняли зооморфный облик; так, сохранился культ богов-ягуаров, имевших отношение к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам.
Согласно представлениям майя, мир состоит – кроме собственно наземного мира людей – из 13 небес и девяти подземных миров. В центре Вселенной находится мировое дерево, пронизывающее все небеса, а по сторонам света – четыре других дерева. С каждой стороной света был жестко связан определенный цвет, а также по одному богу дождя (чаку), ветра (павахтуну) и так называемому бакабу – носителю и держателю неба. Соответственно, на востоке находились красные чак, павахтун и бакаб, на западе – черные, на севере – белые и на юге – желтые. Мир создавался четырежды и три раза разрушался Всемирным потопом. Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку еще не было создано солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом. Впоследствии мир был населен преступниками, которых смыло новым потопом. Третий мир оказался заселенным самими майя, однако также был смыт потопом. Четвертый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших на полуострове Юкатан племен. К сожалению, и ему уготована та же судьба: неизбежен четвертый Всемирный потоп. Имея удивительно точную и детально разработанную календарную систему, майя конкретно указывали дату предстоящей катастрофы – 2012 г. н.э.
Религия майя имела сложный и пышный культ, для отправления которого строились монументальные культовые центры (игравшие, впрочем, немалую роль и в светской жизни). Многие из этих памятников (Пирамида Надписей и Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамиды Солнца и Луны в "городе богов" Теотиуакане и многие другие) сохранились до наших дней.
Отправлением культа ведало многочисленное жречество. Жрецы должны были подвергать себя строгим ограничениям и суровым испытаниям (пост, запрещавший употребление мяса, соли, перца; половое воздержание; кровопускание прокалыванием различных частей тела или пропусканием колючей проволоки через язык). В их функции входила подготовка и проведение праздников, кульминационным пунктом которых неизменно было принесение человеческих жертв.
Известно, что человеческие жертвоприношения не всегда имели место в культуре майя, а появились относительно поздно. Первоначально существовали лишь бескровные жертвы богам фруктами, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в эпоху классических майя существовало представление о том, что человеческая кровь – сила человеческой жизни – необходима Космосу для постоянного обновления, что через вскрытый кровоток открывается канал общения с потусторонним миром, а с потоком льющейся крови в мир приходят божества, которые оказывают благотворное воздействие на дела людей. Считалось, что солнце и жизнь Вселенной существуют благодаря жертве, лишь с помощью этой жертвы они могут сохраниться и продолжать выполнять свои функции. Таким образом, жертвоприношение поддерживало установленный миропорядок. Поэтому ревностные служители богов проливали кровь не только убиваемых ими жертв, но и свою собственную, делая надрезы на собственном теле. Согласно наиболее распространенному варианту ритуала, жертве, помещенной на жертвенном камне, рассекали грудь и вырывали сердце. Приносимого в жертву человека окрашивали в голубой цвет и вели на специально отведенное место в храме или на вершину пирамиды, где лежал большой камень округлой формы также голубого цвета. Четыре помощника жреца (во всем голубом) располагали жертву так, чтобы грудная клетка была наиболее доступной частью тела для накома – жреца, вырывающего сердце. Острым кремневым ножом с красивой рукоятью вскрывалась грудная клетка, вырывалось сердце и, еще живое и продолжавшее сокращаться, на блюде подносилось чилану – церемониальному жрецу. Он торжественно собирал струящуюся кровь и обмазывал ею лицо идола того бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Если жертвоприношение устраивалось на вершине пирамиды, то после того, как вырывалось сердце, жертву сбрасывали вниз, где с нее сдирали кожу. Жрец снимал с себя церемониальную одежду и облачался в еще теплую окровавленную кожу, а затем вместе с другими участниками этого акта кружился в ритуальной пляске, являясь ее главным исполнителем. Ноги и руки жертвы также принадлежали жрецу. Иногда в жертву приносили одного из самых доблестных солдат племени (считая, что богам надо отдавать лучшее), и тогда большой честью для участников церемонии было отведать его мясо. Тело разрезалось на мелкие куски, которые сначала пробовала знать, а потом все остальные. Приносились в жертву также женщины и дети.
Существовал и такой своеобразный ритуал, как игра в мяч. Происходила она всегда на специально построенных для этого кортах, отдаленно напоминающих современные стадионы; там находились площадка для игры и трибуны. Площадки огораживались стенами, красиво украшенными резьбой и росписью, внутренний пол тоже был украшен фигурами богов и демонов, которым посвящалась игра. Игроки двух команд соревновались в умении забросить тяжелый литой каучуковый мяч в кольцо, возвышавшееся на 12 локтей над площадкой. Ударять по мячу разрешалось только локтем или коленом, а также резной битой. Капитан проигравшей команды должен был быть принесен в жертву сразу после игры, и осуществлял это жертвоприношение капитан команды победителей.
Внешность майя
Внешность майя антропологи сегодня не могут отнести ни к одной из рас – майя не похожи на монголоидную группу, далеки от европейцев. Есть мнение, что майя несколько похожи на «арменоидный» тип людей, и потому можно усмотреть определенное сходство во внешности этого народа и древних шумеров.
Согласно представлениям ученых, майя были брахицефалами, то есть, у них были короткие, но широкие головы. Такое мнение сложилось по изображениям, найденным при раскопках, и оно вполне обосновано: у народов майя было принято формировать головы, сдавливая их специальными дощечками с раннего возраста. Младенцам крепко привязывали доски, чтобы череп в итоге получился плоским.
Что касается телосложения, то здесь народности майя практически ничем не отличаются от современных людей. На изображениях можно видеть и пожилых людей с лишним весом, и атлетически сложенных молодых мужчин. Нечасто, но встречаются изображения мужских лиц с усами, бородой, хотя в массе своей мужское население майя изображалось без растительности на лице.
Лица племен майя – это широкие скулы и орлиные носы. Рост небольшой, мужчины были несколько выше женщин, их рост составлял около полутора метров
Гибель цивилизации
До сих пор основной причиной упадка древней цивилизации считают климатические изменения. В частности, между 800 и 900 годами по майя болезненно ударила столетняя засуха.
Однако новое исследование доказало, что она лишь усугубила трагедию, начавшуюся гораздо раньше. Главной причиной упадка цивилизации ученые считают политическую нестабильность в древнем государстве. Они нашли свидетельства того, что еще до засухи в стране начались вооруженные столкновения и локальная борьба за власть. При этом численность населения постоянно росла. Народ нуждался в новых пахотных землях, из-за чего началась вырубка лесов.
Борьба за сельхозугодья привела к новым военным конфликтам и социальной вражде. Засуха подогрела страсти. Южные и северные города принялись сражаться за сокращающиеся продовольственные ресурсы. Началась миграция, со временем превратившаяся в массовую. Постепенно майя переселились на побережье Карибского моря. К моменту прибытия конкистадоров цивилизация находилась в глубоком упадке.
Исследование показало, что в период столетней засухи население прирастало, а центр майя - северный город Чичен-Ица - процветал. В нем активно развивалась наука. Ученые считают это доказательством того, что именно политическая нестабильность, а не климатическая катастрофа, послужила главной причиной гибели цивилизации.
P.S. Понравилась статья? Поставьте Лайк и подпишитесь на Канал. Буду рад видеть вас на своем канале!