Найти тему
"Путешественник во Времени"

Что читали мальчики, свергнувшие самодержавие

И речь пойдет не о "Что делать?" Чернышевского, или "Капитале" Маркса-Энгельса.

Книги, которые запрещали читать детям до революции
Книги, которые запрещали читать детям до революции

В конце девятнадцатого века российские школьники запойно читали книги Фенимора Купера и Майн Рида "про индейцев".

Об этом в 1887 году классик отечественной литературы А.П.Чехов написал один из своих лучших рассказов — "Мальчики", про второклассника Чечевицына, называвшего себя "Монтигомо, Ястребиный Коготь", собравшегося вместе с приятелем бежать в Америку "в пампасы" "охотиться на тигров и бизонов, пить джин, добывать золото и слоновую кость".

Царские педагоги считали "индейщину" вредной и развернули с ней бескомпромиссную борьбу.

"...дело доходило до того, что за невинные, часто детские попытки убежать с тремя рублями в степи Сев. Америки школьников выгоняли чуть ли не с волчьим паспортом".
(с) В.Н. Сороко-Росинский

Ну и доборолись. На смену "индейщине" пришла "нат-пинкертоновщина". Вместо индейцев дети стали играть в сыщиков и преступников.

В 1908 году в России было распродано 12 млн. книг детективного жанра, основными читателями которых были мальчики 10-12 лет.

Российский и советский педагог, прототип Викнисора из фильма и одноименной повести "Республика ШКИД", Виктор Николаевич Сорока-Росинский тогда же опубликовал статью "Нат Пинкертон и детская литература", в которой изложил результаты своего исследования, основанного на данных, полученных им при опросе более сотни школьников.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 — 1960)
Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 — 1960)

Вот некоторые из них с моими пояснениями в скобках.

1. Наиболее любимые герои распределяются в следующем порядке:
Лорд Листер (британский "благородный вор") 47
Шерлок Холмс (ну, этот в представлении не нуждается) 32
Нат Пинкертон (американский сыщик) 20
Ник Картер (американский сыщик) 15
Лейхтвейс (благородный разбойник, типа, Дубровского) 8
Путилин (русский сыщик) 3
Арсен Люпен (симпатичный французский вор и мошенник) 2
2. Любимыми чертами в характере героев оказались следующие:
храбрость 40
ум 21
«помогал бедным» 17
«заступался за бедных» 4
хитрость 19
ловкость 15
благородство 11
энергия, настойчивость 11
находчивость 5
хладнокровие 4
«стоял за правду
» 3
«надувал полицию» 3
гримировка 3
«воровал у богатых неправильно нажитое» 3
«от них (сыщиков) меньше преступников делалось» 3
«ловко укрывался» 2
«уничтожал гнет богатых» 2
Скрытность, самостоятельность, твердость характера, сила — каждое по 2.
Наконец, по одному голосу получили следующие качества: умение выбирать помощников, «умение обманывать и воровать», «не берет гонорара», добродушие, самоотверженность, выносливость, внешность, «не тщеславен», «умение наказывать богатых», деликатность, решительность, «из-за любви пошел на всё», «грабил буржуазов»

В целом, я насчитал 28 проголосовавших за качества однозначно относящиеся к революционерам, 4 — к уголовным преступникам и только 3 — к правоохранителям.

Это значит, что популярная детская литература в царской России, если и не формировала у почти четверти 10-12-летних читателей, зачатки революционной и криминальной морали, то сильно их в эту сторону подталкивала.

Конечно, в 1908 году Сорока-Росинский не мог прямо сказать, что детская литература плодит противников самодержавия. Он выразился иначе, но смысл, я думаю, тот же:

"...такие бесспорно нравственно-положительные качества, как благородство, самоотверженность, отсутствие тщеславия, деликатность, оцениваются не выше, чем умение воровать, «надувать» полицию и грабить «буржуазов»... Целая плеяда сыщиков самоотверженно борется за безопасность общества, за целость собственности, уничтожает преступников, убийц, мошенников, освобождает честных людей от смертельной опасности — и только три ученика оценили эту сторону их деятельности, только троим понравилось, что из-за сыщиков «стало меньше преступников», троим понравилось качество «стоял за правду», да и то оно относилось к разбойнику Лейхтвейсу. Большинство же высказалось как будто за вполне безразличные и даже подозрительные в этическом отношении качества: храбрость, ум, хитрость, ловкость. Причем все эти качества нравились сами по себе, независимо от личности — и у сыщиков, и у воров-джентльменов, как лорд Листер, и у таких откровенных мошенников, как Арсен Люпен. Дети, по-видимому, ценят не этические, а лишь положительные в психологическом отношении качества, увлекаются ими настолько, что не замечают преступности, восторгаются ловкости мошенников. Сильная, хотя бы и безнравственная, личность — вот что нравится, по-видимому, школьникам".

Крушение Российской Империи оказалось в значительной мере предопределено тем, что положительные, высоконравственные дореволюционные детские литературные герои оказались слабее "в психологическом отношении" "героев" безнравственных.

Эта заметка в некотором роде является продолжением темы, поднятой в публикации ""Значит нужные книги ты в детстве читал" наоборот", где я рассказываю о том, что советская литература не смогла воспитать читателей, способных сохранить СССР.

Жмите на кнопки, пишите комменты, читайте предыдущие и будущие мои публикации.

Своими изысканиями по поводу того, что читали мальчики, свергнувшие самодержавие, с вами, мои дорогие читатели, поделился

"Путешественник во Времени"

Мой телеграмм-канал