Найти в Дзене
"Путешественник во Времени"

"Значит нужные книги ты в детстве читал" наоборот

Оглавление

Последнее время кое-кто из "Рожденных в СССР" усиленно ностальгирует по книгам Владислава Крапивина.

Романтические фантазии привели "крапивинских мальчиков" к пустопорожнему брюзжанию на кухнях
Романтические фантазии привели "крапивинских мальчиков" к пустопорожнему брюзжанию на кухнях

Владислав Петрович Крапивин (1935 — 2020), детский советский писатель, лауреат Премии Ленинского комсомола, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, автор более 50 романов и повестей, основным лейтмотивом которых являлось... пронзительное противостояние мальчика-подростка и окружающей его советской действительности.

В СССР Крапивин был настолько талантлив, издаваем и популярен, что в советском литературоведении даже появился термин "крапивинские мальчики", который обозначал подростков "с тонкой душевной организацией", защищающихся от грубых жизненных реалий с помощью романтических фантазий.

"Крапивинские мальчики" не мечтали вырасти и стать тем, кем они в большинстве потом и стали — инженерами, учителями, врачами... То есть той самой "советской интеллигенцией" (правильнее будет — той ее частью), которая презирала страну, в которой жила, настолько, что придумала для нее кличку "совок".

В 1982 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм "Полеты во сне и наяву". Крапивин не имел к нему никакого отношения. Но главный герой этого фильма был дожившим до своего сорокалетия "крапивинским мальчиком", который тяготился "взрослыми" отношениями с окружающими его людьми — женой, дочерью, мамой, коллегами, приятелями и приятельницами...

Крапивин не был первым, кто "поднял" тему отстраненности подростка от реальности и вызванного этим желания убежать в мир фантазий.

В 1939 году журнал "Красная новь" напечатал "Дикую собаку Динго, или Повесть о первой любви" Руфима Фраермана, в которой главная героиня, советская школьница Таня Сабанеева, живет, в основном, "внутренней жизнью", наполненной яркими фантазиями.

Но в сталинских времена как профессиональные критики, так и читатели отмечали "неправильность" такого "ухода" девочки-подростка в свои "изысканные и возвышенные переживания". Ведь, по мнению людей той эпохи, неправильно "уходить в себя" от окружающей "большой интересной жизни".

"Как могло случиться, чтобы советский писатель написал, а редакция советского журнала напечатала" такую повесть — задавали критики и читатели закономерный, для тех времен, вопрос. (Для тех, кто назовет это "доносом" — данных о том, что Фраерман подвергался репрессиям, я не нашел. Скончался он в 1972 году).

Впоследствии, думаю, в результате "борьбы с культом личности", такое понимание проблемы переходного возраста подростков были утрачено, и в 1962 году на советские экраны выходит кинофильм "Дикая собака Динго", ставший классикой советского киноискусства, а на книжных полках появляются повести Галины Ширяевой "Человек Иван Чижиков", "Возвращение капитана", "Гюрги-Дюрги-Дюк", где девочки-подростки, так же как и в "Дикой собаке Динго", испытывают "изысканные и возвышенные переживания", не замечая "окружающую их большую интересную жизнь".

Еще раз подчеркну, что повести и Крапивина, и Фраермана, и Ширяевой — талантливейшие, высокохудожественные произведения, доставляющие читателю огромное удовольствие. Но при этом превращающие его в оторванного от реальности индивидуалиста (см. выше "Полеты во сне и наяву").

Я бы назвал это явление — декадансом в советской детской литературе...

Да и ладно бы с ним, если бы это был ручеек или пусть даже река в океане книг, рассказывающих советским детям о том, как вырасти настоящим человеком.

Хотя, надо признать, были, правда, не в литературе, а в кино, успешные попытки решить этот вопрос.

Например, в 1972 году на советские экраны вышел фильм "Ох, уж эта Настя", где есть и сложный внутренний мир ребенка, и конфликт, и фантазии. Но все это в органичнейшей связи с "большой интересной жизнью". И главная героиня растет не как "конь в вакууме", а похожей на свою маму и старшую сестру. Хотя, что идеологически ущербно, без отца...

Вообще, безотцовщина — характерная черта многих детских персонажей 1960-х — 1980-х. И это, я думаю, связано с биографиями авторов, которые сами зачастую росли в неполных семьях, ну и перенесли свои жизненные реалии на героев своих произведений.

А как же надо, по мнению автора, правильно писать для детей?

В качестве образцов я бы назвал рассказ "Филипок" Льва Толстого, повесть "Дети подземелья" Владимира Короленко, рассказы и повести Аркадия Гайдара, повесть "Стожары" Алексея Мусатова, повесть "Шел по городу волшебник" Юрия Томина, "Приключения капитана Врунгеля" Андрея Некрасова, цикл повестей про робота Электроника Евгения Велтистова, "Старик Хоттабыч" Лазаря Лагина, "Тайна двух океанов" Григория Адамова, "Витя Малеев в школе и дома" Николая Носова...

Большинство из них написаны "при сталинизме", может быть, поэтому сегодня ностальгируют не о них, а о "крапивинских мальчиках".

Случайно ли?

Не уверен...

Аркадий Гайдар дал замечательное определение детских писателей:

«Пусть потом когда-нибудь люди подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом же деле они готовили краснозвёздную крепкую гвардию».

Мальчишки и девчонки, которые выросли на книгах Гайдара, победили в Великой Отечественной, а "крапивинские мальчики" не смогли, да и не очень-то и хотели, сохранить Советский Союз. Они его своим неумением и нежеланием "жить по взрослому", своими романтическими фантазиями развалили изнутри.

А теперь, в силу своей ностальгии по советскому детству, вольно или невольно пытаются тоже самое проделать и с нынешней Россией, которая им, в лучшем случае, безразлична.

Возвращаясь к цитате из "Баллады и борьбе" Владимира Высоцкого, приведенной в заголовке этой заметки — в детстве важно не только читать нужные книги, но и не менее важно не читать ненужные, а тем более вредные, даже если они талантливо и интересно написаны.

Ибо волшебная сила искусства не только созидает, но и разрушает.

Знаю, что это в полной мере касается и нашего времени. Но, чтобы понять настоящее, необходимо до конца расквитаться с прошлым, чтобы не ходить по кругу, как ослик за привязанной перед его мордой морковкой.

Послесловие

После появления этой публикации кое-кто стал настойчиво требовать от меня "подтверждений" "ссылками на Крапивина":

— "Путешественник во Времени", вы так и не захотели подкрепить своё мнение конкретными ссылками на Крапивина..."

— Вы сами этого хотели — вот вам подкрепление моего мнения о том, что Крапивин не готовил своих читателей к взрослой жизни, к защите своей страны, цитатой из интервью самого Крапивина:

"Я никогда для себя ничего такого не формулировал и задачи подготовить ребят к испытаниям не ставил. Я просто жил с ребятами одними мыслями, чувствовал себя их ровесником и смотрел на мир их глазами. А что им там выпадет в будущем?.. Иногда были тревожные мысли, но я никогда не думал, что выпадет столько всего. Тогда была еще наивная вера, что дальше будет лучше. Нет, не то, что — ах, мы строим светлое коммунистическое будущее! — я к этому довольно скептически относился. А просто вера в то, что человечество умнеет, в космос летаем...".

(с) Крапивин. Из интервью "Российской газете" 14.10.2018

Жмите на кнопки, пишите комменты, читайте предыдущие и будущие мои публикации.

Своими соображениями по поводу декаданса в детской советской литературе с вами, мои дорогие читатели, поделился

"Путешественник во Времени"

Мой телеграмм-канал