Найти тему
История разведки

Расцвет внешней разведки при Андропове. Как ее сотрудники вербовали агентов в среде главного противника – американцев

Так сейчас выглядит штаб-квартира СВР в Ясеневе
Так сейчас выглядит штаб-квартира СВР в Ясеневе

В штаб-квартире Первого главного управления в Ясеневе у Андропова был свой кабинет. Председатель КГБ состоял на учете в партийной организации ПГУ. Он часто приезжал туда и встречался не только с Крючковым, но и другими генералами. Им было что обсуждать. Резидентуры советской разведки были разбросаны по всему миру.

Так выглядит парковка в штаб-квартире СВР в Ясеневе
Так выглядит парковка в штаб-квартире СВР в Ясеневе

Огромные штаты, большие агентурные сети, солидный бюджет, новая оперативная техника и конечно же особое положение разведки внутри КГБ. Она как огромный пылесос старалась собрать максимум информации по всем странам. Даже в Зимбабве или Бангладеш вербовали чиновников и крали какие-то документы. Реальной пользы от них особой не было, зато создавалось впечатление полного контроля над миром.

Крючков требовал от резидентур расширять агентурную сеть. Особое внимание уделялось вербовке по всему миру граждан главного противника – США. Сидит, к примеру, наш оперативный работник на Мадагаскаре или в Новой Зеландии, а задачу имеет привлечь к сотрудничеству кого-нибудь из американского посольства. Причем любого, будь то повар посла или горничная военного атташе. Хоть сами секретов не знают, зато подслушивающую аппаратуру установить смогут.

Высшим достижением считалось завербовать сотрудника местной резидентуры ЦРУ. Случалось такое нечасто и считалось большой удачей. На чем старались зацепить? Увлечение алкоголем и женщинами особым компроматом для иностранцев не считалось. Это для советского разведчика подобное было опасно.

Ловили на ошибках в работе. К примеру, если удавалось засечь американского разведчика со своим агентом на встрече. Мотивом к сотрудничеству могли послужить неудовлетворенные амбиции, обида на начальника, недовольство своей жизнью и материальные факторы. Сотрудникам ЦРУ тоже связывали свои загранкомандировки с дальнейшими планами. Деньги надо было заработать на покупку дома, образование детей и т.д.

Вербовка иностранца всегда имеет политический аспект. Есть риск, что тот, к кому делается предложение о сотрудничестве, не только откажется, но и возмутится. Пожалуется своему послу и Советскому Союзу будет заявлена нота протеста. А если дело дойдет до скандала, то даже возможно ухудшение отношений. Вот почему вербовочные предложения никогда не делали накануне встреч в верхах.

Обычно, после одобрения вербовки Центром, в страну на несколько приезжал ее опытный сотрудник. Ему помогали познакомиться с американцем – кандидатом на вербовку. Если тот согласится на сотрудничество, то все лавры достанутся Центру. Если скажет «нет» и даже поднимет скандал, то вербовщик просто уедет из страны и резидентура не пострадает.

Отказ работать на советскую разведку американцу ничем особым не грозил. Его не стали бы шантажировать, обнародовать компрометирующие сведения о его работе и т.д. Правда, если сотрудник ЦРУ докладывал своему руководству о вербовочном подходе, то его за это благодарили, но со временем возвращали на родину, поскольку расшифрован.

Скандалы и драки в ходе вербовок, когда звучал отказ, обычно не возникали. Профессионалы знали себе цену. Расставались с улыбкой, договорившись что такого разговора просто не было.

Правда, такого человека разведка из поля своего зрения уже не упустит. Ведь дело на него заведено. Вдруг, со временем ему понадобятся деньги или изменятся взгляды на жизнь. Тогда можно буде еще раз к нему подойти.

Примечание:

Прошло несколько десятилетий. Канул в лету Советский Союз. Преобразован КГБ. Разведка стала самостоятельным ведомством. Изменились ли его методы работы за это время? Ответ предоставим читателям моего канала.

Операция «Фантом» или как советская контрразведка вскрыла канал нелегального вывоза американских агентов в США