Найти в Дзене
Военная история в наградах

"Вы у меня под трибунал пойдёте"

В общей сложности со времени своего формирования до начала Курской битвы 192-я танковая бригада пробыла на фронте больше года. 1-й танковый парк бригады в составе 47 танков (14 M3с, 2 Valentine, 31 M3л) был растерян ею в первых же 2 боях (5 и 9 июля) в составе 61-й армии (Западный фронт), а мотострелковый батальон практически полностью полег в 2-дневных боях 10-11 июля.

В целом за эти дни было потеряно 240 человек личного состава (20,8 % всего личного состава) и 38 танков (14 М3с, 24 М3л) из 47 безвозвратно. От прежнего танкового парка осталось всего 4 танка (2 Valentine, 2 М3л), но после получения пополнения новый танковый парк бригады в августе 1942 г. составил 64 танка (5 КВ-1, 8 Matilda, 6 Valentine, 14 М3с, 31 М3л). В этот раз имеющимися танками бригаде удалось пробыть в боях в составе 61-й армии 9 дней (14-18, 25-28 августа). Бои вновь не были успешными для танкистов: ни один населенный пункт им так и не удалось освободить. За это время бригада потеряла 439 человек личного состава и 47 танков (4 КВ-1, 1 Matilda, 3 Valentine, 15 М3с, 24 М3л). 6 оставшихся танков (1 КВ-1, 1 Matilda, 4 М3л) она в октябре передала в состав 68-й танковой бригады, все остальные танки были списаны в безвозвратные потери или убыли на капремонт.

Полученный в ноябре 3-й танковый парк в составе 51 танка (35 М3с, 16 М3л) оказался наиболее долгоживущим. С этими танками 192-я танковая бригада пробыла в боях в составе 18-го стрелкового корпуса и 40-й армии Воронежского фронта не менее 24 дней (14-21, 27-31 января, 1, 8-15 февраля, 18, 20 марта). Она участвовала в Острогожско-Россошанской, Воронежско-Касторненской и Харьковской наступательных операциях, а также Харьковской оборонительной операции, освободила множество населенных пунктов, включая города Острогожск, Нижнедевицк, Белгород. Потери ее при этом также были существенными, а от всего танкового парка в составе бригады остался лишь 1 танк М3л, который позже был отправлен на капремонт, а бригада получила 4-й по счету танковый парк в 51 новый танк (35 М3с, 16 М3л).

В общей сложности, пробыв за год в боях всего 37 дней, 192-я танковая бригада трижды полностью обновила свой танковый парк. Всего через нее за это время прошло не менее 209 танков (5 КВ-1, 8 Matilda, 6 Valentine, 98 М3с, 92 М3л), из них 158 танков (5 КВ-1, 8 Matilda, 6 Valentine, 63 М3с, 76 М3л) – 75,6 % всех танков – были либо потеряны безвозвратно, либо отправлены на капремонт, либо переданы в другие танковые части. Однако нет никаких сомнений, что выжившие в этих боях танкисты и командный состав бригады получили богатый опыт наступательных и оборонительных боев, в особенности на ленд-лизовских танках М3с и М3л, и в Курскую битву 192-я танковая бригада вступила, будучи закаленной в боях, с большим фронтовым опытом.   

В общей сложности, пробыв за год в боях всего 37 дней, 192-я танковая бригада трижды полностью обновила свой танковый парк. Всего через нее за это время прошло не менее 209 танков (5 КВ-1, 8 Matilda, 6 Valentine, 98 М3с, 92 М3л), из них 152 танка (4 КВ-1, 7 Matilda, 6 Valentine, 63 М3с, 72 М3л) – 72,7 % всех танков – были либо потеряны безвозвратно, либо отправлены на капремонт. Однако нет никаких сомнений, что выжившие в этих боях танкисты и командный состав бригады получили богатый опыт наступательных и оборонительных боев, в особенности на ленд-лизовских танках М3с и М3л, и в Курскую битву 192-я танковая бригада вступила, будучи закаленной в боях, с большим фронтовым опытом.

Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мото-стрелково-пулеметном батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады, можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

Шли довольно долго и довольно быстро. Лейтенант периодически присаживался, старшина накрывал его плащ-палаткой и командир, включив фонарик, сверялся по карте и компасу. В этих паузах Степка немного отдыхал, но воду всё равно не пил, хотя очень хотелось. Как сказал лейтенант, "напьёшься - осоловеешь" и дальше в таком темпе идти не сможешь.

Уже стало чуть рассветать, когда они вышли к цели. Целью оказался ручей, вытекающий из небольшого родника. Лейтенант разрешил напиться из родника и затем указал каждому члену группы свою позицию. Старшина со своей снайперской винтовкой оказался от родника на самом большом расстоянии и в центральной вершине "треугольника". Лейтенант стал окапываться в "левой вершине" треугольника, а Степка - в правой. Перед двумя этими "вершина" примерно посередине и в метрах тридцати-сорока от каждой и находился теперь родник. После того, как лейтенант проверил и поправил маскировку Степкиной позиции, он разрешил перекусить.

Во время "перекуса" лейтенант втолковывал Степке его возможные действия при различных вариантах развития ситуации. В основном, действия сводились к следующим "замереть, не высовываться, действовать только по условным сигналам". Условные сигналы лейтенант Степке тоже дал прослушать.

Ещё Виктор дал Степке пожевать с десяток довольно жёстких семян (или косточек, плодов?), чтобы "не спать". Название растения, у которого были были такие семена, было похоже на лимон. Но Степка старался в первую очередь запомнить довольно длинные инструкции командира, а это название у него в памяти тогда не отложилось. Хотя эффект от этих семян Степка почувствовал уже через примерно час. Сонливость "как рукой сняло", у Степки появилась какая-то дополнительная бодрость, если не сказать возбуждённость.

Первым условный сигнал о приближении "чужих" подал старшина, когда в лему стало уже предутренне сереть. Эта ситуация в полученных Степкой от лейтенанта инструкциях не описывалась. Степка затаился и стал ждать развития событий. События не заставили себя долго ждать.

Через пару минут в том месте, где находился старшина, выстрелила винтовка и вслед за этим почти сразу разорвались две гранаты. Затем на минуту другую всё смолкло. Степка увидел, как лейтенант вылез из своего укрытия и, пригнувшись, двинулся в ту сторону, где до этого разорвались гранаты. Виктор успел подать другой условный сигнал "замереть" и сделать с десяток шагов, когда короткая автоматная очередь со стороны родника свалила его с ног. После этого в лесу снова стало тихо.

Несколько секунд ушло у Степки на выбор варианта дальнейших действий. Его размышления прервал опять сигнал "замереть". Пока Степка соображал, что же ему дальше делать, из-за дерева, растущего метрах в десяти от него "с тыла" (если "фронтом" продолжать считать родник), вылетела небольшая палка, которая чуть не попала Степке по голове. Из-за дерева высунулась физиономия старшины с приложенным к губам указательным пальцем.

После этого между Степкой и старшиной начался диалог на языке жестов. Не сразу, но Степка понял, что нужно бросить "из положения лёжа" как можно дальше в сторону родника обе свои гранаты и потом сразу открыть беглый огонь из карабина, целясь туда же. Убедившись, что Степка новые инструкции уяснил правильно, старшина больше из-за дерева не высовывался и как показалось Степке, сменил позицию.

Сказано-сделано. Первой "ушла" немецкая "толокушка", а вслед за ней Степка бросил и "эргэдэшку". Обе гранаты разорвались практически одновременно. Степка стал стрелять, целясь в быстро изчезнувшее облако дыма от взрыва гранат. Стрелял он очень быстро и в течении минуты выпустил две обоймы и даже успел зарядить третью. При первой перезарядке карабина над головой у Степки автоматная очередь сбила ветки с куста, под которым он прятался, но Степка не обратил на это особого внимания, поглощённый тем, чтобы новая обойма вошла в затвор правильно. Не обратил он внимания (или просто не услышал) два выстрела из винтовки старшины.

Одиннадцатый выстрел Степка сделать не успел. До его ушей долетел условный сигнал "замереть", повторённый дважды с двух разных сторон. Степка удивился, но команду, тем более повторённую дважды, опять выполнил. Через несколько минут со стороны родника донесся сигнал "ко мне". Степка подхватил карабин и бросился бежать в нужную сторону. Тем временем в лесу тёмная серость рассвета уже стала немного белеть.

У родника старшина и лейтенант "паковали" чужого, одетого в форме с капитанскими погонами и орденом Отечественной войны на груди. Степка почему-то именно в этот момент вспомнил про свой орден и медаль, которые лейтенант в ходе подготовки к выходу "на задание" приказал снять и оставить вместе с документами на сохранение в металлическом ящичке.

"Капитан" был ранен в плечо (видимо, легко) и уже перевязан, теперь ему связанные отдельно руки и ноги связывали вместе, превращая его в некое подобие "большого эмбриона". Ещё у "капитана" оказались полузаплывшими оба глаза и видимо была сломана переносица. Связываемый брыкался и ругался, употребляя, как выразился бы дядя Прохор, разнообразные непечатные идиомы русского языка. Лейтенант и старшина, не обращая внимание на ругань "капитана", обменивались между собой какими-то короткими репликами.

Появление из лесной чащи Степки почему-то прекратило "словесный поток" у "капитана" и он с интересом стал рассматривать приближающегося ефрейтора. Лейтенант бросил связывать "капитана" и подбежал к Степке, не дав ему приблизиться к "арене" ближе, чем метров на двадцать. Козырнув Степке, Виктор стал ему шептать на ухо. При этом поза и жесты лейтенанта демонстрировали то, что он докладывает о результатах операции "большому начальнику" и при этом чувствует себя сильно виноватым. А шептал лейтенант Степке следующее:

- Сделай вид, что ты мой начальник и что ты не доволен результатом. Съезди меня по морде, потом достань "вальтер" и как бы попытайся из него стрелять. Можешь даже выстрелить, но только не попади ни в кого. Корче, сделай так, чтобы этот хмырь тебя хотя бы немного испугался, а мы подыграем. После этого скажи "вы у меня под трибунал пойдёте" или что-то в этом роде, затем просто уйди с глаз долой. Усек?..

Степка вроде бы "усек". Сначала он оттолкнул от себя Виктора, затем действительно двинул ему кулаком в скулу. Лейтенант отскочил и упал на молодую траву, схватившись обеими руками за лицо. Выхватив пистолет, Степка выстрелил из него в сторону старшины. Тот почти натурально шарахнулся в сторону. Пуля от второго Степкиного выстрела вошла в землю в паре десятков сантиметров от ног связанного "капитана". Тот непроизвольно дёрнулся. Сказав свою реплику, Степка добавил ещё пару угрожающих жестов "от себя" и удалися.

Надо отметить, что одет был Степка теперь, как и лейтенант со старшиной, в новый ватник без погон, так что "со стороны" быстро отличить постороннему человеку, кто чей начальник в группе было реально очень трудно. Как потом выяснилось, лейтенант со старшиной, связывая "капитана", обмениваясь репликами между собой, немного его "разогрели" перед предстоящим "спектаклем".

Фактографический материал, использованный в этой заметке, был взят из публикации Максима Бакунина "192-я танковая бригада. Боевой путь до июля 1943 г".

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.