Найти тему
-MISTI-

Шумеры: секреты первой цивилизации

Оглавление

Древнее шумерское государство процветало много тысяч лет назад в долине между реками Тигр и Евфрат. Позже греки назовут его Месопотамией. Там было изобретено множество новых технологий и доведено до совершенства использование уже существующих. Учёные до сих пор не знают откуда пришёл этот загадочный народ, шумеры, и на каком языке они говорили. Эта таинственная древняя цивилизация внесла весьма весомый вклад в развитие всех сфер человеческой жизни. Их можно назвать Кремниевой долиной древности. Именно благодаря шумерам современный мир стал столь технологически продвинутым.

Религия

Письменность шумеров представляла собой клинопись надписи на глиняных плитах или таблицах. Некоторые народы Передней Азии заимствовали эту письменность, которая служила им на протяжении трех тысячелетий, постепенно эволюционируя и совершенствуясь. Многие из них сохранились в фрагментарном виде – это стихотворные записи мифов, сказания, молитвы, плачи, гимны богам и царям, псалмы, любовные песни, поэмы. Одним из самых значительных произведений вавилонян является знаменитая "Поэма о Гильгамеше". Основная тема поэмы – смысл жизни и бессмертие.

Из произведений нравоучительной литературы очень интересен "Разговор господина с рабом" – о том, что господин разочаровался в своей жизни и богах. Есть сборники нравоучительных изречений и правил. К числу светских произведений относятся царские надписи исторического содержания. В них иногда в число действующих лиц вводятся боги. Например, в надписи о деяниях лагашского правителя (патеси) Эаннаду и его походе против патеси Уммы и одержанной победы указывается, что вождем похода был бог Лагаша Нингирсу и что он сам участвовал в сражении с войсками Уммы. Такова же надпись царя Шаррукина, в которой он рассказывает о своем рождении, воспитании, избрании его богиней Иштар. В основном вся литература делилась на восхваления и плачи. Произведения восхвалений включают гимны богам, храмам и правителям, которых обожествляли. Они как бы побуждали божественные силы содействовать правителям. Литература плача, наоборот, выражала скорбь но поводу смерти бога, разрушения храма или гибели правителя.

В конце IV тысячелетия до н.э. в Сеннааре сложилось свыше двух десятков мелких государственных объединений. По титулу патеси, который носили их правители, эти мелкие государственные объединения принято называть патесиатами. Каждый патесиат именовался по названию своего городского центра. Наиболее древними патесиатами были Эриду, Ур, Ларса, Шуруппак, Киш. Между патесиатами не было единообразия в религиозных ритуалах и мифологии, хотя они и почитали несколько общих космических божеств. Так, в городе Эриду почитали бога Энки (шум. – владыка земли, владыка низа), Эйя, Эа, Хайа (аккад) – одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона. Он – хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, а также поверхностных земных вод, бог мудрости и заклинаний, владыка божественных "ме" и т.д. Письменные сведения о нем восходят к XXVII–XXVI вв. до н.э. Он также создатель вместе с Энлилем первых людей, скота, чудесных растений, устроитель мирового порядка на земле.

Во всех патеси Шумера соблюдался культ бога Энлиля, одного из древнейших шумерских богов, именовавшегося "отцом". Ученые предполагают, что это наименование показывает, что вероятнее всего Энлиль был богом-родоначальником той племенной группы, из которой произошел шумерский народ. Энлиль – бог- покровитель Пиппура, древнейшего шумерского племенного союза, в столице которого – Пиппуре – находился его храм. Его имя уже зафиксировано в пиктографических текстах из Джемдет-Наср (рубеж IV–III тысячелетий до н.э.). В Ниппуре храм Энлиля носил название Экур, что означает дом на горе. Энлиль также считался богом земли. Он победил чудовище Тиамат, которая царила в водяном хаосе, сотворил сушу, землю и людей. Шумерские патеси Сеннаара строили свои храмы в городах, им принадлежащих, в честь Энлиля и делал и обязательные жертвоприношения. Кроме того, шумерские патеси почитали бога Ану – главного бога Урука, Нинмах (Мах) – богиню-мать. В городе Адаба ей был посвящен храм. В шумерском мифе "Энки и Нинмах" она выступает как создательница людей.

На севере Сеннаара около 2400 г. до н.э. усилились семитские правители Аккада. Под руководством первого царя царства Аккада Шаррукина (Саргона) произошло объединение Шумера и Аккада. Царство Аккада просуществовало всего 180 лет (2369–2189 гг. до н.э.). Последующие царства – 3-я династия Ура и древневавилонское царство – были преемниками царства Аккада. Культура Шумера во многом повлияла на культуру Аккада.

При последних двух царях 3-й династии Ура из Аравии вторгаются аморейские племена семитского происхождения. Амореи завоевали шумерское царство Мари и основали там свое царство. Постепенно амореи стали проникать и в Аккад. Затем последовало вторжение эламитов, разгромивших Шумер. Однако после победы началась борьба между самими завоевателями. В результате в конце III тысячелетия стал возвышаться Вавилон во главе с аморейскими царями.

Вклад в мировую культуру

  1. Письмо - Учёные считают, что шумеры изобрели письменность. Их система письма была первой из известных науке. В любом случае доподлинно известно, что этот народ использовал письменное общение уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Шумеры не оставили после себя великих литературных произведений и исторических документов. Сохранившиеся записи касаются в основном учёта товарооборота этой цивилизации с другими народами.
-2

2. Колесо - шумеры были первыми кто изобрел колесо, на его основе разработали гончарный круг и массово начали производить кирамику. Изобрели повозку и колесницу.

-3

3. Плуг - Шумеры изобрели такую жизненно важную в сельском хозяйстве технологию как плуг. Они даже написали специальное руководство, в котором фермерам давались очень подробные инструкции по использованию различных типов этих, инновационных для того времени, устройств. Инструкция содержала даже молитву. Её следовало читать, чтобы ублажить Нинкилим, богиню полевых грызунов. Нужно ведь было защитить своё зерно от этих маленьких прожорливых вредителей.

-4

Также шумеры изобрели математику, гидротехнику, кирпич массового производства и много других изобретений.

Власть

Сэмюэл Ноа Крамер в своей книге пишет, что возвышение шумерской цивилизации и появление государственности тесно связаны с потребностью в орошении: «Сельское хозяйство шумерских городов-государств зависело от орошения — сложного процесса, требующего совместных усилий и хорошей организации труда. Сперва необходимо было построить каналы, потом за ними нужно было следить. Ведь вода должна была равномерно распределяться между всеми заинтересованными сторонами. Правители шумерских городов-государств заключали союзы и создавали совместные надзирательные органы, в результате количество правительственных учреждений росло и, как следствие, развивалась политическая система, образовывалась государственность». Из многих невероятных артефактов, найденных при раскопках в Ираке, интерес представляет так называемый “Список царей” — документ с именами шумерских правителей, восходящих к началу мира, когда боги впервые послали “царство с небес” в Эриду. Этот список составлен в 2100 г. до н.э, предположительно, в городе-государстве Лагаш. В документе первым правителем Шумера называется царь Этана, о нем говорится как о том, “который успокоил все земли”. Этана считается мифическим царем. Ученые отмечают, что у шумеров сперва не было титула царя. Городом-государством управлял военный вождь — лугаль избираемый народом на время войны. Помимо исполнения военных обязанностей, он руководил возделыванием земли и играл роль “помощника богов”, следил, чтобы люди исполняли их волю. Позже, с ростом городов и развитием сельского хозяйства, титул лугаля становится пожизненным, во всех крупнейших городах лугали фактически превращаются в царей, а власть могут передавать по наследству.

Падение и гибель цивилизации

Историки отмечают, что письменность шумеров возникла в результате становления торговых отношений между городами-государствами, но первое время была относительно примитивной, использовалась лишь для записей хозяйственного учета. Приблизительно в Ранний династический период 2900-2334 гг. до н.э начинает формироваться клинописное письмо, которым позже будут написаны такие произведения, как «Эпос о Гильгамеше», «Гимны Энхедуанны для Инанны» и многие другие. Шумерский язык стал языком “лингва франка” в Месопотамии — на нем между собой говорили люди из разных регионов, чей родной язык был иным. А шумерской клинописью пользовались народы, которые находились далеко от Шумера и у которых даже была своя письменность. Почему так происходило, ученые не знают. Шумерская цивилизация прекратила свое существование в 1750 г. до н.э. после вторжения эламитов. В 2083 году до н.э. царь Ур Шульги начал строительство великой стены, чтобы защитить свой народ от врагов, но ни он, ни другие правители закончить ее так и не успели, стену можно было легко обойти с двух сторон, чем и воспользовались захватчики.

Руины зиккурата
Руины зиккурата

Шумеры пытались сохранить свою культуру даже с приходом в Месопотамию кочевников-семитов аморитов, но безуспешно. Во времена правления Хаммурапи шумерские божества были полностью вытеснены из пантеона богов и заменены другими, верховным богом Вавилонии и всей Месопотамии стал Мардук. Считается, что шумерские боги были заимствованы египтянами, а форма и размеры шумерских зиккуратов повлияли на строительство египетских пирамид. Шумерская концепция времени, а также их система письма, использовалась другими цивилизациями еще долгое время. А шумерская цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с уникальной резьбой, служивший как удостоверение личности, оставалась популярной в Месопотамии вплоть до падения Ассирийской империи в 612 г. до н.э.

Физический облик

В начале XX века высказывалось предположение об особом облике шумеров; в частности, выделить такие черты пытался Г. Франкофорт, опираясь на изображения раннединастического периода. Однако специфика эстетических и культовых представлений того времени (большие глаза и уши как знак мудрости и т. д.) лишали эти предположения надёжных оснований. В середине XX века были опубликованы результаты антропологических исследований костных останков из захоронений города Ура, начиная с убейдского времени и до 3-го тысячелетия. Руководившими этими работами А. Кит сделал вывод о постоянстве физического облика местных жителей и отнесении его к Средиземноморскому типу европеоидной расы, типичному для современных арабов тех областей. «Если бы эти люди жили в наше время, — резюмировал А. Кит, — мы бы называли их арабами».

-6

Заключение

Гибель Шумера, крушение тысячелетнего царства, явилось потрясением, как для современников этих событий, так и для потомков. Рухнули древнейшие устои общественной жизни, традиции, обычаи. Спустя тысячу и более лет после падения Шумера правители Месопотамии говорили о царях Ура и Урука, Киша и Лагаша как о своих предшественниках. Колесницы, лодки и корабли, печи для обжига глины и кирпича, высотные здания, школы и письменность… музыка, танцы, скульптура и изобразительное искусство, химия и медицина, ткацкое дело и текстильная промышленность, мыло, баня, прогрессивные методы возделывания земли, фруктовые деревья, виноград, производство пива и косметики, пословицы и басни, различные зерновые культуры и домашний скот, высокоразвитая религия, священники и храмы и многое другое - всё это появилось в Шумере.

P.S. Понравилась статья? Поставьте Лайк и подпишитесь на Канал. Буду рад видеть вас на своем канале!
-7