В августе 1945 года, после сорокалетнего отсутствия, русские (а точнее, уже советские) военные корабли вернулись в Порт-Артур. У СССР появился незамерзающий порт в Желтом море — важный стратегический объект, позволяющий контролировать прибрежные воды Кореи, Китая, Японии.
И хотя на фоне нестабильности в Юго-Восточной Азии Пекин был совсем не против нахождения на его территории советского военного контингента, не прошло и десяти лет, как Хрущев отказался от военного присутствия в регионе и дальнейшей аренды порта. О своем поступке он пожалел, спустя всего год…
История Порт-Артура
На рубеже XIX-XX веков ослабленный Китай был лакомым куском для мировых держав. Воспользоваться слабостью соседа решила и Россия, заимев собственную незамерзающую базу на Тихом океане. Под благовидным предолгом защиты Китая от Германии, которая в 1897 году заняла порт Циндао, русский флот вошел в Порт-Артур. А дальше, путем подкупа и политического давления, Пекин вынудили сдать Квантунский полуостров (на котором, собственно, и находился Порт-Артур) в аренду России.
Правда, 25-летний договор не успел истечь, как Николай II лишился недавно приобретенного стратегического пункта. В январе 1904 на Порт-Артур обрушился первый удар японского флота. Одиннадцатимесячная осада окончилась сдачей крепости. По Портсмутскому мирному договору, положившему конце русско-японской войне, которую Россия бездарно профукала, Порт-Артур стал военной базой Японии на континенте.
После Второй мировой войны
В августе 1945-го японские войска были выбиты с полуострова советским десантом. Между СССР и Китаем было подписано соглашение о совместном использовании Порт-Артура в качестве военно-морской базы сроком на 30 лет. Сталин, считая договор неравноправным, несколько раз порывался вывести советские войска и вернуть территорию Китаю. Но всякий раз Мао Цзэдун, опасавшийся нестабильности в регионе из-за Гражданской, а потом и Корейской войн, убеждал «старшего товарища» этого не делать.
В 1953 году вождя народов не стало. Чуть позже закончилась и Корейская война, окончательно утвердив разделение страны на Северную и Южную. В регионе наступало относительное политическое затишье. На фоне этого наметился рост китайской экономики, а Пекин стал играть валютными курсами, активно зарабатывая на перепродаже внутри страны и на азиатском рынке поставляемых из СССР товаров.
Щедрый подарок Хрущева
В 1950 году полуостров все же был возвращен Китаю, но Порт-Артур оставался советской базой. Причем в 1952 году было решено, что аренда станет бессрочной. Но уже в 1954 году Хрущев прибывает в Китай с визитом и предложением о полном выводе советских войск. Оставляя при этом китайской армии всю инфраструктуру, а также «различное вооружение и приборы». Список последнего занимал 11 страниц убористого машинописного текста.
В качестве официального обоснования такого решения указывалась экономическая нецелесообразность и изменившаяся политическая обстановка в регионе. Действительно СССР испытывал недостаток юаней для выплаты зарплат и обеспечения контингента. Приобрести же их можно было лишь путем торговой сделки с Китаем по невыгодному для Союза курсу. Таким образом вместо 300 миллионов рублей (золотых — обеспеченных золотом) по советским ценам правительство было вынуждено тратить 500 на годовое обеспечение контингента.
Деньги у Союза были. Тем более, на геополитику их никогда не жалели. Но Хрущев дал еще и политическое обоснование: «Прекращены военные действия в Корее и Индо-Китае, что способствовало улучшению обстановки на Дальнем Востоке. Вооруженные силы Китайской Народной Республики и ее обороноспособность значительно укрепились». Реальности это соответствовало лишь отчасти: мирного договора с Японией у СССР не было, на островах стояли американцы, а в регионе все еще было неспокойно…
Неофициально в беседе с Мао Хрущев назвал сталинское решение о размещении войск на полуострове «старческой глупостью».
Утраченного не вернешь
В мае 1955 год советский контингент полностью покинул Китай. Причем была ликвидирована не только военная база, но и многочисленные советско-китайские предприятия, которые Хрущев также подарил восточным соседям. Но уже через год-полтора пришло похмелье, и генсек начал задумываться, как бы отыграть все обратно. Встал вопрос о модернизации флота и строительстве авианосцев, но где все это размещать?
Договориться с Албанией о строительстве средиземноморской базы Хрущеву не удалось и весной 1958 года он начал бомбардировать Мао предложениями о «возобновлении сотрудничества и создании совместного военно-морского флота». Вот только Кормчий уже твердо решил с Хрущевым никаких дел не иметь после его знаменитого выступления на XX съезде КПСС.
Ответы Мао на многочисленные обращения Никиты Сергеевича носили довольно жесткий и даже грубый характер. Неудивительно, что все стенограммы переговоров в СССР решено было уничтожить.
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале.