Девять имен, среди которых вы узнаете только одного:
Анри Руссо, Серафина Луи, Андре Бошан, Фердинан Деснос, Доминик Пейронн, Жан Эв, Рене Римбера, Луи Виван и Камиль Бомбуа - "браконьеры современного искусства".
И, в общем-то, это очень точное определение, ибо смотреть на искусство наив-арта трудно, а воспринимать еще сложнее.
Кто они - недохудожники? Неумехи, которые позарились на звание называться творцами, не владея основами мастерства?
Свидетели своего времени? Сумасшедшие, помешанные на формотворчестве? Большие дети, которые так и не сумели вырасти?
Или, может быть, они - все-таки ХУДОЖНИКИ, которым просто не посчастливилось в силу жизненных обстоятельств и жизненной неустроенности учиться в академиях?
Луи Арагон говорил: "Наивно считать эту живопись наивной". Поэтому Алекс Сусанна и обозвал их "браконьерами современного искусства" - браконьеры искусны и совсем не наивны.
Из этих 9 имен все знают ТАМОЖЕННИКА РУССО. Он давно признан, известен и вписан в историю мирового искусства. Руссо открыл Пикассо, купивший однажды на Монмартре его работу за 5 франков и рассказавший о нем маршану Амбруазу Воллару и поэту Гийому Аполлинеру.
Пост про Анри Руссо ⬇️
Возможно, кто смотрел фильм "Серафина" (2008) знают и ее - СЕРАФИНУ ДЕ САНЛИС или Серафину Луи. В первой трети века ХХ ее открыл галерист, искусствовед и коллекционер Вильгельм Уде, у которого художница работала служанкой. Денег у нее было неприлично мало, поэтому краски дама делала сама, из того, что могла найти. А находила она кучу всего любопытного. Например, кровь мясника, воск от церковных свечей, различные травы. И нет, с Уде у Серафины ничего не было, это история только про меценатство.
Некоторым, наверное, может быть знаком КАМИЛЬ БОМБУА - единственный из наивных, кто осмелился писать Ню (осмелился, потому что вопросы цензуры никто не отменял в начале века ХХ, да и необходимо было обладать лихим мастерством, поскольку изображать нагого человека очень и очень непростая задача). А как он свои Ню писал? ШИКАРНО, выбирая, как правило, только лучшие куски общего, например, грандиозную попку своей супруги.
Главная модель Бомбуа - его черноволосая жена Эжен Кристоф, которая, судя по портретам, могла бы уложить любого борца на обе лопатки (в жизни что главное? - сделать правильный выбор😂).
А супруг ее, Камиль Бомбуа, и был как раз почти борцом - цирковым силачом, строителем туннеля метро, грузчиком тяжелых рулонов газетной бумаги (трудился в типографии).
"...среднего роста, но геркулесового телосложения, одновременно нежный и жестокий, взгляд ясный и откровенный" (Флоран Фельс).
Бомбуа, как и Серафину Луи, приметил Вильгельм Уде, скупил все его работы, устроил ему персональную выставку. Появились деньги, свой дом, мастерская и слава (невероятно для мальчика, жившего на барже, потому что у семьи не было денег). Он умер от старости в 1970 году, а в 1992-м власти Парижа приняли решение назвать одну из улиц в его честь. Это маленькая улочка в 20-м округе Парижа. Там родилась Эдит Пиаф, провели детство Серж Гейнсбур и Мари Трентиньян.
Следующих шестерых вы точно не знаете, да это и не удивительно, живопись наивных в лицах представлена в миру тремя именами - Анри Руссо, Фрида Кало и Нико Пиросмани. Остальные вроде как были, но не были. Потому что соседская девчушка Маша разноцветные букеты рисует куда лучше... а это все так, хоум видео.
А, между тем, АНДРЕ БОШАНУ или Садовнику, потому что он им и был (а еще торговцем рассадой, который жил в провинции с душевнобольной женой), Дягилев доверил декорации к парижскому "Аполлону Мусагету" в 1928 году.
Его, к слову, тоже открыл миру Вильгельм Уде. Как и ДОМИНИКА ПЕЙРОННЕ (печатника по профессии), который вполне себе органично смотрелся бы на выставках сюрреалистов.
Как и ЛУИ ВИВАНА, всю жизнь проработавшего почтальоном. Его можно спутать со средневековым мастером каких-нибудь охотничьих сцен, хотя сам Виван, конечно, не про охоту и едва ли он знал историю искусств.
И эти пятеро - Бомбуа, Луи, Бошан, Пейронне и Виван - входят в знаменитую "ПЯТЕРКУ УДЕ". Не всем из них повезло быть замеченными вовремя, Пейронне лишь под конец жизни обрел известность, а Виван и вовсе этого не застал.
РЕНЕ РИМБЕРА, почтового служащего, заметил уже не Уде, а Дина Верни - та самая молодая муза престарелого Майоля, которая, после смерти скульптора, стала известной галеристкой.
И его пустынные архитектурные пейзажи - ну чистой воды ранний Бальтюс, если бы не эта корявая перспектива.
ФЕРДИНАНДА ДЕСНОСА не заметил никто, хотя, казалось бы - он был двоюродным братом того самого поэта и мученика Сопротивления Робера Десноса... а еще простым электриком. Его первая выставка состоялась в 1943 году, но оставила равнодушными критиков и любителей искусства. Его признали лишь в 1954 году, а 1958-м он умер.
Ну и ЖАН ЭВ, которого даже интернет не знает😂 Он трудился на автозаводе, но на работу эту уходило слишком много времени, а Эву так хотелось писать. Тогда он нашел ночную работу контролером на автостраде и весь день мог заниматься живописью.
Его ларец сокровищ - это фантастические пейзажи и презабавнейший "Натюрморт с устрицами" (1941), куда Эв вместил кажется всю гастрономическую фантазию голодного года, всю запрещенку эпохи оккупации.
Все они не могли зарабатывать живописью (та не только не приносила им дохода, но и пожирала их деньги). Никому из них художество не помогло разбогатеть. Повезло лишь, пожалуй, Бомбуа, да и то далеко не сразу. Они все жили очень скромно и тихо, и также тихо умирали. Руссо, например, скончался в больнице от гангрены и был похоронен в общей могиле, а Серафина Луи - от голода в психушке во время оккупации.
Самоучки, они приходили к искусству тайно и поздно. И, думается, что они все-таки не просто творцы низкосортного хоум видео, но создатели большого маленького кино - полный метр, который одержим деталями и формальными изобретательствами. Потому что свобода разума у них была - никаких оков традиции.
Да, они нигде и ни у кого не учились, и даже Лувр не все посещали. Искусство их формировалось в изоляции и замкнуто в себе - не имеет эволюции стиля. Но формотворчество этих ребят всегда очень по-детски непосредственное и какое-то странно чистое. Чистое, т.е очищенное от глубоких символических нагрузок, сложных живописных приемов, кропотливого, до оскомины на пальцах, выверенного рисунка.
Те, кому посчастливилось бывать в музеях, Бомбуа, например, или Римбер, говорили на языке более менее традиционном, когда женщина с ребенком есть всегда Мадонна с младенцем, даже если эта женщина девочка и она с куклой.
Остальные писали так, как знали. А знали они народ и улицы, то есть фольклор и лубочные вывески, и то, в подкорках засевшее, знание, что, например, Христос есть Агнец Божий, а женщина - всегда Венера.
"Наивами" их окрестил в начале ХХ века именно Вильгельм Уде, который разглядел в них именно творцов и всячески способствовал популяризации наивного искусства. В 1911 году он опубликовал первую монографию об Анри Руссо, а позже организовал две первые выставки художников-самоучек - в 1928 и 1932 годах.
Среди ценителей творчества этих "маленьких" художников было немало людей знаменитых, таких как Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Ле Корбюзье, Андре Бретон...
И с одной стороны, смотреть на них одно удовольствие - здесь царят атмосфера радости и восторженный взгляд на повседневную жизнь, яркий колорит и внимание к деталям, вымысел и реальность. Темы их всегда понятны и незамысловаты, как наша старая добрая манная каша с малиновым вареньем.
С другой стороны - хромой рисунок смущает сперва глаз, потом мозг. Словно в эту манную кашу добавили фуагра или артишоки. Интересно выглядит, но попробовать захотят далеко не все.