Найти тему
Круто об искусстве

Испанский писатель и критик Алекс Сусанна назвал их "браконьерами современного искусства".

▪️Луи Виван.
▪️Луи Виван.

Девять имен, среди которых вы узнаете только одного:

Анри Руссо, Серафина Луи, Андре Бошан, Фердинан Деснос, Доминик Пейронн, Жан Эв, Рене Римбера, Луи Виван и Камиль Бомбуа - "браконьеры современного искусства".

И, в общем-то, это очень точное определение, ибо смотреть на искусство наив-арта трудно, а воспринимать еще сложнее.

Кто они - недохудожники? Неумехи, которые позарились на звание называться творцами, не владея основами мастерства?

Свидетели своего времени? Сумасшедшие, помешанные на формотворчестве? Большие дети, которые так и не сумели вырасти?

Или, может быть, они - все-таки ХУДОЖНИКИ, которым просто не посчастливилось в силу жизненных обстоятельств и жизненной неустроенности учиться в академиях?

Луи Арагон говорил: "Наивно считать эту живопись наивной". Поэтому Алекс Сусанна и обозвал их "браконьерами современного искусства" - браконьеры искусны и совсем не наивны.

Из этих 9 имен все знают ТАМОЖЕННИКА РУССО. Он давно признан, известен и вписан в историю мирового искусства. Руссо открыл Пикассо, купивший однажды на Монмартре его работу за 5 франков и рассказавший о нем маршану Амбруазу Воллару и поэту Гийому Аполлинеру.


▪️Анри Руссо. Футболисты, 1908.  Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
▪️Анри Руссо. Футболисты, 1908. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Пост про Анри Руссо ⬇️

Он активно, со всей страстью первооткрывателя, распространял миф о том, что во время службы в армии побывал в Мексике.
Круто об искусстве25 июня 2021

Возможно, кто смотрел фильм "Серафина" (2008) знают и ее - СЕРАФИНУ ДЕ САНЛИС или Серафину Луи. В первой трети века ХХ ее открыл галерист, искусствовед и коллекционер Вильгельм Уде, у которого художница работала служанкой. Денег у нее было неприлично мало, поэтому краски дама делала сама, из того, что могла найти. А находила она кучу всего любопытного. Например, кровь мясника, воск от церковных свечей, различные травы. И нет, с Уде у Серафины ничего не было, это история только про меценатство.

▪️Серафина Луи. Виноград. 1927. Частная коллекция.
▪️Серафина Луи. Виноград. 1927. Частная коллекция.
▪️Серафина Луи. Виноград. 1928. Частная коллекция.
▪️Серафина Луи. Виноград. 1928. Частная коллекция.

▪️Серафина Луи. Древо жизни. 1928. Частная коллекция.
▪️Серафина Луи. Древо жизни. 1928. Частная коллекция.

Некоторым, наверное, может быть знаком КАМИЛЬ БОМБУА - единственный из наивных, кто осмелился писать Ню (осмелился, потому что вопросы цензуры никто не отменял в начале века ХХ, да и необходимо было обладать лихим мастерством, поскольку изображать нагого человека очень и очень непростая задача). А как он свои Ню писал? ШИКАРНО, выбирая, как правило, только лучшие куски общего, например, грандиозную попку своей супруги.

Главная модель Бомбуа - его черноволосая жена Эжен Кристоф, которая, судя по портретам, могла бы уложить любого борца на обе лопатки (в жизни что главное? - сделать правильный выбор😂).

▪️Камиль Бомбуа с женой Евгенией Кристоф, 1954. Фотография Иды Кар. Национальная портретная галерея, Лондон.
▪️Камиль Бомбуа с женой Евгенией Кристоф, 1954. Фотография Иды Кар. Национальная портретная галерея, Лондон.

▪️Камиль Бомбуа. Полная фермерша на лестнице, 1935. Галерея Дины Верни, Париж.
▪️Камиль Бомбуа. Полная фермерша на лестнице, 1935. Галерея Дины Верни, Париж.

А супруг ее, Камиль Бомбуа, и был как раз почти борцом - цирковым силачом, строителем туннеля метро, грузчиком тяжелых рулонов газетной бумаги (трудился в типографии).

"...среднего роста, но геркулесового телосложения, одновременно нежный и жестокий, взгляд ясный и откровенный" (Флоран Фельс).

Бомбуа, как и Серафину Луи, приметил Вильгельм Уде, скупил все его работы, устроил ему персональную выставку. Появились деньги, свой дом, мастерская и слава (невероятно для мальчика, жившего на барже, потому что у семьи не было денег). Он умер от старости в 1970 году, а в 1992-м власти Парижа приняли решение назвать одну из улиц в его честь. Это маленькая улочка в 20-м округе Парижа. Там родилась Эдит Пиаф, провели детство Серж Гейнсбур и Мари Трентиньян.

▪️Камиль Бомбуа. Спортсмен на ярмарке, 1930-е. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
▪️Камиль Бомбуа. Спортсмен на ярмарке, 1930-е. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
▪️Камиль Бомбуа. Лежащая обнаженная, 1925. Галерея Дины Верни, Париж.
▪️Камиль Бомбуа. Лежащая обнаженная, 1925. Галерея Дины Верни, Париж.

Следующих шестерых вы точно не знаете, да это и не удивительно, живопись наивных в лицах представлена в миру тремя именами - Анри Руссо, Фрида Кало и Нико Пиросмани. Остальные вроде как были, но не были. Потому что соседская девчушка Маша разноцветные букеты рисует куда лучше... а это все так, хоум видео.

А, между тем, АНДРЕ БОШАНУ или Садовнику, потому что он им и был (а еще торговцем рассадой, который жил в провинции с душевнобольной женой), Дягилев доверил декорации к парижскому "Аполлону Мусагету" в 1928 году.

▪️Андре Бошан. Автопортрет, 1938. Собрание Зандера.
▪️Андре Бошан. Автопортрет, 1938. Собрание Зандера.
▪️Андре Бошан "Купающиеся", 1923. Галерея Adagp, Париж.
▪️Андре Бошан "Купающиеся", 1923. Галерея Adagp, Париж.

Его, к слову, тоже открыл миру Вильгельм Уде. Как и ДОМИНИКА ПЕЙРОННЕ (печатника по профессии), который вполне себе органично смотрелся бы на выставках сюрреалистов.

▪️Доменик Пайронне "После ванны", 1931. Фонд Дины Верни, музей Майоля, Париж.
▪️Доменик Пайронне "После ванны", 1931. Фонд Дины Верни, музей Майоля, Париж.

Как и ЛУИ ВИВАНА, всю жизнь проработавшего почтальоном. Его можно спутать со средневековым мастером каких-нибудь охотничьих сцен, хотя сам Виван, конечно, не про охоту и едва ли он знал историю искусств.

▪️Луи Виван.
▪️Луи Виван.
▪️Луи Виван.
▪️Луи Виван.

И эти пятеро - Бомбуа, Луи, Бошан, Пейронне и Виван - входят в знаменитую "ПЯТЕРКУ УДЕ". Не всем из них повезло быть замеченными вовремя, Пейронне лишь под конец жизни обрел известность, а Виван и вовсе этого не застал.

РЕНЕ РИМБЕРА, почтового служащего, заметил уже не Уде, а Дина Верни - та самая молодая муза престарелого Майоля, которая, после смерти скульптора, стала известной галеристкой.

И его пустынные архитектурные пейзажи - ну чистой воды ранний Бальтюс, если бы не эта корявая перспектива.

▪️Рене Римбер. Порт-де-Ванв, 1922.
▪️Рене Римбер. Порт-де-Ванв, 1922.
▪️Рене Римбер. Пейзаж, 1968.
▪️Рене Римбер. Пейзаж, 1968.

ФЕРДИНАНДА ДЕСНОСА не заметил никто, хотя, казалось бы - он был двоюродным братом того самого поэта и мученика Сопротивления Робера Десноса... а еще простым электриком. Его первая выставка состоялась в 1943 году, но оставила равнодушными критиков и любителей искусства. Его признали лишь в 1954 году, а 1958-м он умер.

▪️Фердинанд Деснос. Сюзанна и старцы.
▪️Фердинанд Деснос. Сюзанна и старцы.

▪️Фердинанд Деснос. Портрет Андре Бретона, 1945.
▪️Фердинанд Деснос. Портрет Андре Бретона, 1945.
▪️Фердинанд Деснос. Без названия.
▪️Фердинанд Деснос. Без названия.

Ну и ЖАН ЭВ, которого даже интернет не знает😂 Он трудился на автозаводе, но на работу эту уходило слишком много времени, а Эву так хотелось писать. Тогда он нашел ночную работу контролером на автостраде и весь день мог заниматься живописью.

Его ларец сокровищ - это фантастические пейзажи и презабавнейший "Натюрморт с устрицами" (1941), куда Эв вместил кажется всю гастрономическую фантазию голодного года, всю запрещенку эпохи оккупации.

▪️Жан Эв. Натюрморт с устрицами, 1941.
▪️Жан Эв. Натюрморт с устрицами, 1941.
-21
-22
-23

Все они не могли зарабатывать живописью (та не только не приносила им дохода, но и пожирала их деньги). Никому из них художество не помогло разбогатеть. Повезло лишь, пожалуй, Бомбуа, да и то далеко не сразу. Они все жили очень скромно и тихо, и также тихо умирали. Руссо, например, скончался в больнице от гангрены и был похоронен в общей могиле, а Серафина Луи - от голода в психушке во время оккупации.

Самоучки, они приходили к искусству тайно и поздно. И, думается, что они все-таки не просто творцы низкосортного хоум видео, но создатели большого маленького кино - полный метр, который одержим деталями и формальными изобретательствами. Потому что свобода разума у них была - никаких оков традиции.

▪️Луи Виван.
▪️Луи Виван.
▪️Луи Виван.
▪️Луи Виван.

Да, они нигде и ни у кого не учились, и даже Лувр не все посещали. Искусство их формировалось в изоляции и замкнуто в себе - не имеет эволюции стиля. Но формотворчество этих ребят всегда очень по-детски непосредственное и какое-то странно чистое. Чистое, т.е очищенное от глубоких символических нагрузок, сложных живописных приемов, кропотливого, до оскомины на пальцах, выверенного рисунка.

Те, кому посчастливилось бывать в музеях, Бомбуа, например, или Римбер, говорили на языке более менее традиционном, когда женщина с ребенком есть всегда Мадонна с младенцем, даже если эта женщина девочка и она с куклой.

Остальные писали так, как знали. А знали они народ и улицы, то есть фольклор и лубочные вывески, и то, в подкорках засевшее, знание, что, например, Христос есть Агнец Божий, а женщина - всегда Венера.

▪️Камиль Бомбуа "Девочка с куклой", 1925. Частная коллекция.
▪️Камиль Бомбуа "Девочка с куклой", 1925. Частная коллекция.

"Наивами" их окрестил в начале ХХ века именно Вильгельм Уде, который разглядел в них именно творцов и всячески способствовал популяризации наивного искусства. В 1911 году он опубликовал первую монографию об Анри Руссо, а позже организовал две первые выставки художников-самоучек - в 1928 и 1932 годах.

Среди ценителей творчества этих "маленьких" художников было немало людей знаменитых, таких как Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Ле Корбюзье, Андре Бретон...

И с одной стороны, смотреть на них одно удовольствие - здесь царят атмосфера радости и восторженный взгляд на повседневную жизнь, яркий колорит и внимание к деталям, вымысел и реальность. Темы их всегда понятны и незамысловаты, как наша старая добрая манная каша с малиновым вареньем.

С другой стороны - хромой рисунок смущает сперва глаз, потом мозг. Словно в эту манную кашу добавили фуагра или артишоки. Интересно выглядит, но попробовать захотят далеко не все.

▪️Серафина Луи. Синяя Серафина, 1930.  Гамбургский Кунстхалле, Гамбург.
▪️Серафина Луи. Синяя Серафина, 1930. Гамбургский Кунстхалле, Гамбург.