Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их (Мк. 10:13–16).
Родители порой спрашивают: «Стоит ли приводить детей на общие церковные богослужения, если они не понимают проповеди? Следует ли ребенку с ранних лет проповедовать Евангелие или необходимо дождаться, пока он вырастет и самостоятельно выберет верить или не верить?». Мы знаем из Писания, что дети рождаются грешниками: «С самого рождения отступили нечестивые, от утробы [матери] заблуждаются, говоря ложь»(Пс. 57:4); «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7).
Если дети приходят в этот мир уже грешниками (да, у них нет личного греха, но они наследуют первородный грех), то возникают следующие вопросы:
- Как Христос относится к детям? Относится ли Он к ним как к обычным грешникам или несколько иначе?
- Что произойдет с ребенком, если он умрет? Окажется ли он в Царстве Христа или, как виновный перед Богом, попадет в ад?
Рассмотрим стих 13 и первую часть 14-го стиха: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…»(Мк. 10:13–14). Данные слова указывают на то, что…
I. Христос гневается на тех, кто препятствует детям приближаться к Нему
Согласно еврейской традиции, родители стремились приносить своих детей к известным раввинам для совершения ими молитвы с возложением рук. Иисуса Христа, очевидно, считали великим раввином, служителем, поэтому и желали принести к Нему своих детей. Однако ученики препятствовали этому, потому что не видели смысла в общении Иисуса со столь незначительными членами общества. Положение детей во времена Христа существенно отличалось от их положения в современном мире. Ребенок считался самым бесправным человеком. Дети являлись собственностью отца, и он имел право продать их в рабство в случае необходимости. Отец мог даже наказать детей смертью.
Реакция Христа на действия учеников была крайне резкой: «Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…». Слово, переведенное как «вознегодовал»происходит от слова, означающего «сердиться, возмущаться». Данный глагол подчеркивает очень резкую эмоциональную реакцию Сына Божьего. А следующее за этим глаголом повторяющееся повеление «…пустите… не препятствуйте…»также подчеркивает негодование Спасителя. Господь гневается на тех, кто препятствует приближению к Нему детей.
Нередко в семьях возникает спор и разногласие, при котором неверующий родитель запрещает ребенку читать дома Библию, молиться, пытается увлечь бесконечными телевизионными программами или другими развлечениями, лишь бы только ребенок не думал о Боге, не интересовался библейским учением. Это препятствует приближению детей к Христу.
Любые запреты на посещение детьми церковных богослужений становятся препятствием. Но даже родители, которые поощряют познание Библии детьми и регулярно приводят их в церковь, могут препятствовать их приближению к Господу. Подобное происходит, когда родители соблазняют детей отрицательным примером, когда дети замечают огромное расхождение между словами и делами родителей. Порой родители препятствуют приближению своих детей к Богу просто из-за халатности. Им постоянно не хватает времени, чтобы помолиться со своими детьми, поговорить о Боге. Они сами редко посещают собрание церкви и, соответственно, редко приводят своих детей. В недалеком прошлом власти нашей страны запрещали родителям приводить детей в церковь. Но приближение к Христу очень важно для ребенка. Вырастая в близком общении со святыми церкви, регулярно бывая на церковных богослужениях, дети получают особые благословения. У вас может возникнуть вопрос: «Какие благословения могут получать дети, если они неспособны понимать библейское учение так как взрослые?». Близость к народу Божьему, среди которого особым образом пребывает Господь, всегда приносит благословения. Следуя за Моисеем, родители и их дети получали великие благословения от Бога. Господь питал Свой народ и манной, и перепелами, вразумлял Своим Словом. В Новом Завете люди, находящиеся в близком общении со святыми церкви, также получают особые благословения:«Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор. 7:14).
Через верующих родителей на детей передается благословение Господа. Это не значит, что дети так спасаются, но это значит, что Господь защищает их от влияния темных сил и делает причастными к благословениям, даруемым благочестивым родителям. Если вы препятствуете детям приближаться к Господу, преднамеренно или по халатности, соблазняя их плохим примером, то вы лишаете их благословений и сами становитесь объектом гнева Божьего. Особая любовь Христа к детям проявляется в том, что Он гневается на тех, кто препятствует им приближаться к Нему.
Рассмотрим теперь вторую часть 14-го стиха: «…Ибо таковых есть Царствие Божие»(Мк. 10:14). Эти слова свидетельствуют о том, что…
II. Христос открывает перед детьми вход в Свое Царство
Царство Христа и вечное спасение открыто для детей несмотря на то, что дети унаследовали греховную природу от Адама, но еще не совершили сознательных (личных) грехов. Дети неспособны понимать Благую весть, поэтому в случае смерти, Господь милостиво покрывает Своей благодатью греховность ребенка и приводит в блаженство Небес. Очевидно, Христос умер за всех нерожденных детей, за всех ушедших в вечность малышей. То же самое можно сказать и об умственно слабых взрослых, тех, кто по состоянию здоровья неспособен понимать Евангелие. Слово Божье учит, что Бог совершает суд над грешниками за их сознательное отвержение свидетельств общего или специального откровения. Например, язычник, никогда не слышавший Евангелие, попадет в ад за то, что отвергал неоспоримые свидетельства общего откровения (Рим. 1:18–32). Красота Небес, благодатные плоды земли, голос совести – все это указывало язычнику на любящего и мудрого Творца. Но он подавлял эти свидетельства, поклоняясь идолам.
Слышавший Евангелие, но не принимающий его, виновен в отвержении специального откровения Бога, он также попадет в ад. Бог будет судить людей за их дела, грехи, неверие: «...а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия»(Ин. 3:18); «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20:13).
Маленькие дети еще неспособны давать отчет за свои дела, понимать и отвергать Евангелие, анализировать свидетельства общего откровения, поэтому принципы Божьего суда («по делам своим», а также вера и неверие) к ним неприменимы. Давид был уверен, что встретит свое умершее дитя в вечности, когда говорил: «Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:23). Давид имел верное представление о загробной жизни, он знал о рае и аде, понимал, что нечестивые идут в ад, а святые в рай. Сам он был спасенным человеком и, соответственно, ожидал встречи со своим умершим сыном в раю.
Если ребенок умирает до того, как получает способность ясно понимать Евангелие, то Господь забирает его в Небеса. До какого возраста ребенок не ответственен перед Богом, определенно ответить невозможно. Одни дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Умственно отсталые люди и в тридцать лет неспособны воспринимать Евангелие. Сам Бог, индивидуально для каждого ребенка, определяет возраст, с которого наступает ответственность перед Ним.
Рассмотрим теперь 15-й стих: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него»(Мк. 10:15). Эти слова говорят о том, что…
III. Христос ставит детей в пример
Это заявление Господа прозвучало весьма сенсационно. В законнической религиозной системе Израиля человеческие заслуги считались гарантией для входа в Царство Бога. Книжники и фарисеи являлись эталоном праведности и духовности. Сами они подсчитывали свои религиозные заслуги и гордились ими (вспомните молитву фарисея в храме). Большинство простых людей думали, что праведность фарисеев недостижима для них, если кто и должен войти в Царство, так это книжники и фарисеи.
На фоне популяризованных фарисеями человеческих заслуг в деле спасения дети выглядели совершенно неприглядно. Они не могли понять закон, поститься, молиться, жертвовать, исполнять субботу, таким образом, в законнической системе отступнического иудаизма, дети являлись самыми ничтожными людьми. Но Господь Иисус неожиданно ставит ребенка в пример всем. Более того, Он говорит: «…кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Что значит «…принять царствие Божие, как дитя…»? У ребенка нет никаких заслуг. Единственное, что у него есть – это искреннее доверие родителям. Для того чтобы войти в Царство Христа, необходимо оставить любую надежду на плоть, на свои достижения, и с детской искренностью довериться искупительным заслугам Спасителя.
В заключение обратимся к 16-му стиху: «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:16).
IV. Христос дарует детям особую благодать
Господь не воспринимает детей как верующих, потому что они ими не являются. Но и не относится к ним, как к обычным грешникам, которые сознательно грешат, отвергая неоспоримые свидетельства о Боге и Евангелие благодати. Обратите внимание, Иисус обнимает детей и благословляет их. Иисус никогда не благословлял упорствующих в грехе грешников. Особая благодать Господа распространяется именно на детей, и она выражается в том, что в случае смерти дети спасаются благодатью Христа и попадают на Небеса. Также дети, начинающие понимать и анализировать услышанное, более восприимчивы к Евангелию, чем взрослые. Разум детей еще чист, свободен от ложных идеологий и лжерелигий.
Некоторые миссионеры свидетельствуют, что в странах, где господствует язычество, взрослые не хотят даже и слушать о Христе. Поэтому миссионерская работа сфокусирована в основном на служении детям, которые в отличие от взрослых, с доверием слушают библейские истины. Когда вы впервые предложили своему маленькому ребенку помолиться, он согласился и с искренним доверием говорил Богу о своих нуждах. Если бы вы предложили взрослому человеку впервые помолиться, вероятно, он бы отверг ваше предложение.
В заключение можно сказать, что отношение Христа к детям очень доброе. Иисус гневается на тех, кто препятствует детям приближаться к нему. Он открывает перед детьми вход в Свое Царство, приводит детей в пример и дарует им особую благодать. Отвечая на вопрос: «Стоит ли приводить детей на общие церковные богослужения, если они не понимают проповеди?» скажем следующее: «Хотя дети и не понимают всех наставлений, звучащих в церкви, их следует приводить на богослужения, чтобы они могли находиться рядом с поклоняющимся Христу собранием святых и приобщаться к благословениям, даруемым Богом Своему народу». Пусть эти истины напомнят родителям, воспитывающим детей, об их ответственности за приведение детей к Христу, и будут утешением для родителей, потерявших своих детей.