Самый токсичный, самый гнилостный тип родителей в спортивной секции или клубе - это те, кто изначально громко заявляют об отсутствии каких-либо амбиций у себя или своих детей, громко кланяются тренерам и восхищаются существующими лидерами. Они позиционируют себя как "увлечённая массовка" и убеждённо говорят "да куда нам до вас...". Они - те, кто, козырнув, первые идут в шеренгу "все остальные". Кто ездит на сборы или куда-либо на самых общих основаниях, какие вообще могут быть. Они - всегда посередине списка. Они хлопают на трибунах. Они помнят дни рождения всех стратегически важных единиц в зале, включая памятные даты в личной жизни тренера и прочие неожиданные милые сюрпризы. Они обязательно приносят ещё отдельно что-то от себя, кроме общего подарка, на который скидывались. Это вечный даже не пятый номер, а какой-то там с конца. Они выбирают странную тактику продвижения в спорте не путём адского труда, а такого же адски трудного плетения интриг. Это какие-то хоть и кривые, но грандиозные по масштабу стратегии выживания конкурентов. Цыганка мутит воду и лебезит перед своими врагами. Для лидеров она представляет небольшую опасность, так как высоты эшелонов слишком разные. Зацепить действующих членов сборной команды, даже юниорской, даже городской - ей не по зубам. Да и старший тренер обычно человек с интеллектуальными способностями выше среднего, хорошо разбирающийся в людях.
В цыганские лапы попадают новички. Скажем, тренер на каком-то турнире увидела перспективную спортсменку, которую тренирует её собственная воспитанница и был звонок: "отдай малую мне, пусть походит - а там посмотрим". Новая девочка не такого высокого полёта птица чтобы войти в зал величественно с мигалками как блатной Корвет или некоторые другие представители элитных эшелонов. Тренеры вообще немногословны: вот зал, вот раздевалка, забирать в 20:00. А там посмотрим. И новая мама там может быть совсем простой, "с улицы". И на пороге раздевалки, у кофейного автомата, ее уже будет караулить Цыганка с печеньками (угощайтесь, берите, и дочке возьмите, они без сахара). Цыганка быстро расскажет новой маме кто тут с кем и за кого. Кто талантлив (никто, таланты все сгноили), кто по блату, кто сволочь, кто анорексичка и так далее. Откроет глаза, в общем, на это гнилое болото. Если новая мама не так проста, то Цыганка всё рассчитает и подойдёт со своими сетями позже. Но именно в нужный момент. Далее по новичку принимается решение: взять временно в свой клан в качестве подсобной амёбы или уничтожить. Уничтожение происходит следующим образом: новой маме начнёт казаться что её дочке уделяется мало внимания. Что ничего у них тут не выйдет, потому что у тренера климакс/деменция/экзистенциальный кризис в результате которого кроме любимчиков она никого не видит, и даже специально подтравливает способных детей чтобы они не посягнули на территорию и успехи её откровенно бездарных любимчиков. То есть шансов - ноль. Постепенно у новой мамы формируется совершенно ложное, не имеющее ничего общего с реальностью представление о происходящих в зале и с её дочкой событиях. Цыганка будет вздыхать и поддакивать: у её дочки тоже тут ничего не получится, но "малая жить не может без этой гимнастики/фигурного катания/танцев, а мы же всё равно для себя ходим, её, корявую, всё равно больше нигде не возьмут". И новая мама начнёт даже немного жалеть Цыганку - им же по-хорошему валить отсюда надо. За дочку нужно бороться. Потом происходит разговор с тренером в неудачно выбранной тональности и подозрения обретают всё более весомые очертания. "Какие у нас перспективы? Стоит ли нам заниматься дальше?" - вопросы, которые, как известно всем опытным спортивным мамам, задавать тренерам не стоит. Особенно если тренер этот опытный и заслуженный. Цыганка будет стоять за дверью и протягивать стаканчик с кофе: "а уж сколько слёз мы пролили.... попробуйте Егорову, она вывозила своих на... (название крупных соревнований), попробуйте Попова, у меня есть телефон". И дальше новая девочка не получает большую роль на утреннике в честь нового года и не едет на соревнования со всеми, потому что не готова. Хотя она в секции уже полгода и, по словам тренера (и так и есть!!!) подаёт надежды. Мама уверена в обратном. И совершенно бестолково уходит, оставив в недоумении всех, кто не был замешан в этой мутной истории.
А что, тем временем, Цыганка? Каким-то парадоксальным образом, этой опытной, ушлой, как правило, немолодой спортивной маме не удаётся выстроить логистику по продвижению своей дочки правильно. Силы тратятся не туда. Внимание расходуется не на то. Цыганская стратегия построена на двух линиях наступления: 1. выживание конкурентов 2.доверительные отношения с тренером.
Так как в группе Цыганка находится очень давно, скорее всего вообще с дня первого набора, то говорить про пункт 2. можно перестать через первые пару лет, если тренер не дурак. Потому что откровенный наглый подхалимаж бесит и подкаты с вкусняшками, кофе и пару историй про "пока вы не видели и не слышали что там говорили про Вас в раздевалке" очень быстро перестают работать. Наверняка, на уровне малышей, несколько человек могли бы быть потеряны навсегда для спорта, потому что хитрая Цыганка с самыми благими намерениями вместе с глянцевым конвертом с подарочным сертификатом могла бы обронить как Ложкина и Потапова мерзко вели себя у неё в гостях, как жрали сахар и тому подобное. Тренер начал бы чмырить этих детей, распекая при всех на тренировке, но никто не понял бы откуда растут ноги. Мамы бы пришли разбираться - но у хороших опытных тренеров есть одна общая черта, которая проявляется всегда, когда кто-то из мам молодняка приходит выяснять с ними отношения: "дверь там". У малоопытных мам есть также общее свойство - слушаться тренера и воспринимать буквально каждое слово. Потому многие уходят. Когда докладных записок станет слишком много, тренер почувствует себя дураком и Цыганку брезгливо отстранят от подношений и снимут с роли информатора.
Что интересно, про свою дочку Цыганка говорит всегда плохо, тем самым снижая степень враждебности у других мам. Обычно это звучит так: "да, конечно, у моей дуры нет никаких данных, да с такими ногами-утюгами куда нам вообще в этот спорт...". Это расслабляет конкурентов, а где-то даже подкупает, особенно амбициозных и глупых, которым важно знать что их дочка лучше. И когда рядом появляется кто-то, кто так легко и открыто об этом говорит - они теряют бдительность.
Истории известны случаи когда дети Цыганки входили в резервы сборных команд, становились в групповые и добивались определённых высот. Когда в критические пубертатные 13-15 лет Звёзды не выдерживают, обижаются, меняют тренеров - конвейерная лента внутри группы двигает техничных, хорошо обученных посредственностей ближе к основным составам. Важно на этом этапе не впустить перед собой пришлых, чужих и классных - и с этим Цыганка справляется с настоящей ковбойской прытью.
В принципе, цыганскую стратегию нельзя назвать 100%-проигрышной. Что стоит взять на вооружение всем амбициозным мамам - так это умение принизить реальные возможности своей дочки для всех, кроме судий и тренера, общение с которыми происходит по совсем другим каналам. Намного проще расти и развиваться когда на тебя не смотрят завистливые глаза. Когда "об тебя" не растут конкуренты. Когда зубастое стадо, рвущееся на пьедестал, проносится с улюлюканьем мимо, не замечая опасности в лице не самой плохой девочки, которая может "выстрелить" в любой момент.
Нет ничего зазорного в том, чтобы не хвастаться. Даже принижать свои достоинства - не плохо. По-моему, это даже праведное, мудрое поведение. Есть такое слово, сейчас не очень актуальное в сфере детско-юношеского спорта: "скромность". Сюда же: "сдержанность", "умеренность", "смирение". А вот тратить силы на расстановку сил и сфер влияния в коллективе родителей - глупое занятие. Даже не потому что это нечистоплотно, подло, не хорошо по всем общечеловеческим понятиям - а потому что ресурс времени и сил у родителей юной спортсменки очень ограничен. И тратить эти силы на других, не на себя - просто не рационально.
Яна Инатаева 2022