Найти тему
Живопись

Художник Николай Александрович Сергеев: картина ожила

Постоянные читатели канала «Живопись» знают: мы крайне редко (почти никогда не) берёмся рассматривать этюды. Любим, умеем, практикуем — но не публикуем. И тому есть причина.

Да, незаконченные произведения несут в себе отпечаток таинственности. Да, с их помощью легче проследить и проще описать характер движения кисти, структуру красочного слоя, ритмические и символические особенности полотна. Но мы не ходим путями наименьшего сопротивления. Лишь после того, как художник дарит своему детищу самостоятельность и объявляет его законченным произведением — считаем себя вправе о нём рассуждать. Покуда же автор не даёт картине путёвку в жизнь — уста наши сомкнуты, а длани недвижимы...

Сергеев Н. А., «На рассвете», 1901, холст, картон, масло, 15,5 x 31,5 см, частная коллекция
Сергеев Н. А., «На рассвете», 1901, холст, картон, масло, 15,5 x 31,5 см, частная коллекция

Хм... Просим прощения, дорогой читатель. Рубрика «Минутка пафоса» окончена) Переходим непосредственно к картине. Благо данный этюд сам Николай Александрович Сергеев презентовал именно в таком статусе. Отличный шанс проанализировать работу, не преступая собственных правил.

Итак. Внимание к малым деталям композиции считается такой же характерной чертой произведений этого живописца, как и работа со световоздушной средой. Которая (как мы отмечали ранее, в другой статье, посвящённой творчеству Сергеева) являлась чем-то вроде «визитной карточки» его стиля. Так отчего же картина «На рассвете» обделена целым рядом реалистичных подробностей? А изяществу фактурных решений, без которых прежде не обходилось ни одно заметное творение мастера, сыскалось место не то чтобы лишь, но в основном на зыбкой поверхности реки, и не далее?

Сергеев Н. А., «Элегия», 1888, дерево, масло, 23,0 x 32,0 см, частная коллекция
Сергеев Н. А., «Элегия», 1888, дерево, масло, 23,0 x 32,0 см, частная коллекция

Ученик великого Лагорио и мастер академической живописи, Николай Александрович Сергеев почти что создал работу в стиле мгновенного впечатления. И остался ею вполне доволен. Как же так?

Сергеев Н. А., «На рассвете», 1901, фрагмент
Сергеев Н. А., «На рассвете», 1901, фрагмент

Ответ лежит на поверхности. Рассуждая о специфике тоновых отношений или о «температурности» световоздушной среды, нетрудно упустить из виду, ЗАЧЕМ Николай Александрович многие годы без устали оттачивал их воплощение на полотне. За внешней эстетикой каждой работы стояла одна неизменная цель: передать настроение пейзажа. Подарить аудитории тревожное предчувствие скорой грозы, маету беспощадного летнего зноя, абсолютный покой заката у тихой реки...

Вот и здесь, «На рассвете», художник «ловил» сочетание нужных эмоций.

Сергеев Н. А., «На рассвете», 1901, фрагмент
Сергеев Н. А., «На рассвете», 1901, фрагмент

Сильные горизонтали; контрасты дремлющих трав, ряби волн на свежем ветру и сияющих облаков; паритет между наступающим светом и отступающей тенью — это метафоры. Рассвет для художника — в первую очередь переживание. А уж потом — время и место, температура и прочая влажность.

Перенос настроения на картину случился раньше её формального завершения. Уже на этапе этюда всё «построилось» так, как желалось маэстро. Переходы и контуры, плавность и комплиментарность, градация планов и многое-многое прочее в его понимании перестало быть обязательным. По крайней мере — для оставшихся непроработанными отдельно взятых эпизодов. Торжество наступления нового дня состоялось. Картина стала живой.

Сергеев Н. А., «Тихая вода», 1892, холст, картон, масло, 24,8 x 41,0 см, частная коллекция
Сергеев Н. А., «Тихая вода», 1892, холст, картон, масло, 24,8 x 41,0 см, частная коллекция

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #картина маслом #музеи