«Водопад Куперли» — картина, во многом повторяющая иные удачные работы Петра Петровича. Мы неплохо знакомы с этюдами и примерно полусотней карандашных зарисовок мастера, хранящимися в Русском музее.
И потому беремся утверждать: «Водопад...» прошёл всё те же этапы вдумчивого построения перспективы; неспешной отрисовки очертаний геометрических и границ цветовых доминант; приятных глазу акцентов света и тени, подчёркивающих формы и объёмы, что и прочие работы Верещагина, написанные им в статусе признанного мастера масштабного академического пейзажа.
В самом лучшем смысле этих слов. Размах, изобилие малых объектов, взаимосвязь отдельных эпизодов, составляющих сюжет картины, монолитная целостность настроения, исходящего от полотна: всё на своих местах. Однако, есть в этой работе и нечто такое, что отсылает нас к любимым автором жанровым зарисовкам на тему жизни городской бедноты, к которым ему ещё предстоит вернуться. Невысокий водопад, а скорее даже речной порог, вдохновивший живописца весёлой, хаотичной игрой тонов и форм, будто бы предвещает формирование особого «верещагинского» стиля, где монументальный академизм и пластичная жанровая многофигурность сумеют слиться воедино. Где торжественность не будет инвариантно давлеть над естественностью, а достоверность не будет опираться лишь на ландшафт, архитектуру и антураж. Где будет место лёгкой дисгармонии и крупицам эстетического несовершенства как «вишенкам» эмоционального и нарративного разнообразия на пышном торте академичности...
Быть может, в нашем взгляде на картину «Водопад Куперли» слишком много сентиментальности. И бремя «послезнания» заставляет искать приметы наступающей мини-революции в авторском подчерке мастера. Но именно эта картина, а не тот же колоссальный «Вид на Кремль с Москворецкого моста» — при всём уважении к этой прекрасной работе, —знаменует для нас скорое восшествие в пантеон звёзд мировой живописи Того Самого Позднего Верещагина, которого мы бесконечно любим и ценим.
#культура #изобразительное искусство #живопись #картина маслом