XIIвек
Польша
У правителя Польши князя Болеслава Кривоустого (правил в 1102-1138 гг.) был виночерпий по имени Сецех. Это был храбрый, бойкий на язык и скорый на руку, но несколько легкомысленный юноша. Как было модно в те дни, он выбрал себе святого, которого считал своим покровителем. Им оказался святой Эгидий, аббат одного из монастырей Франции, который был похоронен в монастыре в Провансе.
И при всяких трудностях Сецех взывал не столько к Господу, сколько к святому Эгидию.
О характере же Сецеха свидетельствовало следующее.
Как-то король Болеслав осаждал поморский город и замок Щецин. В первый же день осады шли многочисленные стычки с защитниками, в которых Сецех участвовал охотно и выходил победителем.
Когда же начало темнеть Сецех вернулся в свой шатер и тут его неожиданно для него самого охватили страх и слабость. Сецеху примерещилось, что утром он погибнет при штурме города. И тогда Сецех во всеуслышанье заявил, что пока не исповедуется в своих грехах, на штурм не пойдет. Заявить то заявил, только с рассветом, когда боевая труба возвестила о начале дня и призвала всех на штурм, Сецех забыл о своих намерениях и со всеми храбро ринулся на штурм. Защитники отбросили польских воинов от города. При этом Сецех нисколько не пострадал. Однако по возвращении в шатер его вновь охватили слабость и страх, и Сецех дал обет исповедаться. К священнику идти было уже поздно и Сецех отложил свою исповедь до утра. А с рассветом о ней и про свой обет даже и не вспомнил.
И так несколько раз, пока не был взят Щецин. После этого Сецех сделал престранный вывод, который возмутил многих глубоко верующих из его окружения.
Сецех заявил, что если бы он покаялся в грехах, то непременно погиб бы под Щециным, а так как он все откладывал исповедь и покаяние, Господь продлил ему жизнь, чтобы он не ушел к Господу нераскаявшимся грешником.
Через пять дней после падения Щецина король Болеслав отправился в лес у Вшосова охотиться на зубров.
В ходе этой охоты было убито много зверей, когда из лесной чащи вырвался зубр «одинец», который жил отдельно от остальных. Такие зубры , как правило, отличались величиной и свирепостью.
Спасаясь от собак и охотников, этот зубр наскочил на место, где находился Сецех. Последний решил показать себя на глазах князя Болеслава. Схватил рогатину, соскочил с коня, и встал на пути у зубра. Удар и окованная железом рогатина лишь скользнула по шкуре зубра. Сецех немедленно упал на землю, зная, что, как правило, зубры в таких случаях пробегают мимо. Но не в этот раз. Зубр, неожиданно для Сецеха, не стал убегать. Для начал он потоптал Сецеха копытами, потом несколько раз боднул рогами (к счастью для Сецеха он был в кольчуге), затем, поддев рогами, подбросил виночерпия высоко в воздух и зашвырнул его в терновник. И только после этого продолжил свой путь.
Когда друзья и соратники подобрали Сецеха, он был без сознания. Лекаря поблизости не оказалось, а без него никто не решался оказывать Сецеху помощь, боясь прервать его жизненный путь неумелым вмешательством.
Каково же было всеобщее удивление, когда Сецех пришел в себя, и, как ни в чем ни бывало, поднялся на ноги, заявивчто он прекрасно себя чувствует. Правда при этом добавил, что ему показалось, что спас его жизнь святой покровитель, а потому он обязан посетить могилу покровителя и поклониться ей.
После этого Сецех обратился к князю с просьбой отпустить его в Прованс поклониться святому Эгидию. Князь Болеслав, который лично видел, как зубр поступал с Сецехом, был поражен не меньше прочих и сразу же дал согласие и денег на путешествие.
Так Сецех побывал в Провансе. По дороге посмотрел достопримечательности Германии и Франции.
Действительно ли Сецеху привиделся святой Эгидий или ловкий виночерпий просто воспользовался возможностью попутешествовать по Европе остается лишь гадать.
(Источник: Длугош)