Канал "Историческое оружиеведение" уже рассказывал о том, как делали штыки на Тульском оружейном заводе, и как делали похожие штыки (игольчатого типа) французы (ссылка будет в конце статьи).
Бросалось в глаза одно различие французские штыки фактически не отпускались, так как, грубо говоря и не закаливались - обходились только проковкой и отжигали лишь трубку и часть шейки, прилегающую к колену. Русские же штыки закаливались и отпускались.
В результате французы жаловались на то, что их штыки могли согнуться даже от не очень сильного удара, ну а русские штыки просто ломались - в шейке. Как отмечали, в период Крымской войны,
"В рукопашных схватках под Севастополем часто случалось, что наши штыки ломались в шейке, а потому солдаты старались по возможности запастись французскими штыками".
Надо сказать, качество штыков российского производства не стало лучше и в 60-е годы 19 века (вообще, эффективность производства и качество готовой продукции, которую производили российские военные заводы в 19 веке - отдельная и не самая веселая тема): листая, как обычно, старые страницы, я нашел несколько отчетов пехотных офицеров, которые были подготовлены ими в рамках большого исследования (по другому и не скажешь), объединенного темой путей и методов сбережения огнестрельного оружия в русской армии.
Исследование само по себе очень интересное, но о нем позже, а пока - о штыках.
Судя по периоду, в статье речь идет о штыках к стрелковой винтовке обр. 1856 года и пехотной винтовке обр. 1858 года.
Штык этот имел прямой трехгранный клинок с долами на верхних узких гранях и слабо выраженным долом на нижней грани.
Технические характеристики
Длина общая 570 мм
Длина клинка 500 мм
Ширина клинка 22 мм
Длина трубки 67,4 мм
Диаметр трубки 21,3 мм
"Должен расшататься в очень короткое время"
В первую очередь жаловались на то, что штыки быстро разбалтывались. Так, командир 37-го пехотного Екатеринбургского полка писал:
"Артиллерийским штаб-офицером замечено очень много шатающихся штыков. Но может ли быть иначе, не принимая даже в расчет бывшие военные действия. На ученье солдат отправляется с примкнутым штыком; возвратившись, для малейшей отлучки из казарм, отмыкает и надевает с поясным ремнем; в караул опять примыкает; повторяя это по нескольку раз в день и часто второпях, понятно, что штык должен расшататься в очень короткое время".
Любопытно, что проблема эта не была только что обнаруженной, а имела, прямо скажем, многолетнюю историю: с подобными жалобами обращались в редакцию "Оружейного сборника" за 1862 год:
"Последнее время получены были официальные жалобы на непрочность наших штыков, трубки которых от снимания и насаживания их на ствол очень скоро расширяются и штыки начинают сильно шататься".
Понятно, что такой штык, болтающийся на винтовке, может неожиданно покинуть своего владельца, причем в самый неподходящий для этого момент - например, в преддверии штыкового боя.
"Сломал штык в пере"
Впрочем, были у штыка и проблемы посерьезнее.
Так штабс-капитан 24-го пехотного Симбирского полка Быстрицкий в частности писал:
"Лезвия штыков, от большого перегрева на заводе, ломаются. В командуемой мною роте, в 2 1/2 года, на 187 винтовок было поломано, при падении солдат от неосторожной ходьбы, 6 штыков; излом всегда делался в пере штыка, чаще на несколько частей. В этом меня убедил и другой случай, именно: в деле под Менженином (небольшая деревня в Польше - ИО), я видел, как один солдат кольнул штыком в грудь повстанца, но, не пробив груди, сломал штык в пере на две части".
С ним согласен и командир 24-го Симбирского полка, который докладывал, что
"Как в делах с мятежниками, так и в экспедициях против них, в 1863 - 1864 годах, изломано штыков 2884 (!!!! - ИО) и винтовок 51; штыки, при ударе во время дел, или при при падении ружья, получали излом в самом пере, распадаясь иногда на четыре части; это происходило, как следует заключить, от слишком сильной закалки штыков на заводах, что следовало бы, по моему мнению, по возможности, устранить, подвергая штыки, перед выпуском их на службу, правильному испытанию, ибо такая важна часть оружия, как штык, ломаясь от легчайшего удара, может поселить в нижних чинах неуверенность и сомнение в их годности, как оружия решительного".
Следует отметить, что с командиром полка можно только согласиться - дело в том, что, если сабли и шашки проверяли весьма тщательно, их гнули в разные стороны, рубили ими дерево и кололи острием медь, то штыки проверяли очень просто - только на изгиб, да и то довольно небольшой.
В порядке небольшого отступления, стоит, пожалуй, вспомнить о том, что чересчур сильно закаленные клинки встречались и у горцев. Так, например, у В. Потто приведен рассказ старого казака о бое, в котором черкесский князь, видя, что может попасть в плен,
"бросил о камень сначала шашку, а там и кинжал. Зазвенела сталь и разлетелась в куски, словно стекло простое".
Небольшое дополнение от "Исторического оружиеведения"
Можно предположить, что качество закалки штыков было существенно улучшено уже при производстве винтовок обр. 1891 года. Основание для такого предположения дает широко в те времена прогремевший случай: русские солдаты, только недавно вооруженные новыми винтовками, были атакованы восставшими азиатами и в ходе боя согнули несколько штыков.
Инициированное расследование не выявило нарушений при производстве штыков, и в заключении отмечалось, что штыки могли погнуться от чрезмерных усилий (такие случаи, кстати, тоже не были редкостью в рукопашных - о согнутых в пылу боя штыках упоминалось еще при Бородино).
Вместе с тем, стоит отметить, что ни один штык не сломался. Т.е. производители все таки смогли соблюсти необходимые температурные режимы.
#историческое оружиеведение #оружие #штык #холодное оружие
Как делали русский штык, можно прочитать здесь.
Как делали французский штык можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!