Найти тему
ARTПатруль

Состоялось открытие выставок «ИНТЕГРАЦИЯ»/«КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ»

Четвёртого августа в государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева состоялся пресс-показ выставок "Интеграция" и "Культурный слой". Резиденты галереи «K35» Наталия Спечинская, Андрей Новиков и Сергей Колосов рассказали о концепциях выставок, детально прошлись по представленным объектам и поделились подробностями работы над проектами.

«Меня берёт большая гордость не столько даже за то, какой проект мы смогли осуществить, сколько за то, каким образом нашим талантливым авторам удалось вступить в диалог с пространством. Музей доверил нам стены с очень непростой историей и технической составляющей: в историческом здании музея сохранен оригинальный кирпич и штукатурка. Несмотря на то, что подобные ограничения стали причиной некоторых трудностей, они также открыли для нас новые возможности экспонирования.» - директор галереи К35 Мария Саава.

Действительно, пространство флигеля «Руина» трудно назвать стандартным. Сочетание обнажённого кирпича с современной плиткой и минималистичными конструкциями из металлических профилей, на которых картины как бы парят, гармонирует, скорее даже усиливает концепцию выставок. В основе выставки Марии Спечинской лежит исследование нерушимой связи старого искусства с современным. Художница не отказывается от опыта признанных мастеров: «Многие художники открещиваются от опыта предшественников. Я же считаю, что этот опыт нельзя просто взять и отбросить. Именно поэтому во многих картинах я совмещаю сразу несколько подходов, например, поверх имитации задников итальянских мастеров, ярким цветом накладываю оппозиционную им технику шелкографии, с характерным крупным пикселем.»

-2

Пожалуй, самым ярким экспонатом «Интеграции» стала site-specific инсталляция: современный на вид бассейн, в котором расположились бюсты средневековых девушек, одетые в советские шапочки и очки для плавания. Поводом для создания инсталляции стало личное переживание Наталии: «Я родилась в Петербурге и жила в старом доме на улице Чайковского. Относительно недавно я узнала, что люди, ныне живущие в этой квартире, разместили в ней настоящий бассейн. Поймите, ничто не предвещало появления бассейна в обычной квартире старого фонда, которая к тому же находится на третьем этаже. Меня почему-то это так поразило…»

-3

Выставка «Культурный слой» во многом продолжает проект Наталии Спечинской. Чтобы раскрыть тему «переломного времени, в котором мы живём», Андрей Новиков прибегнул к использованию нескольких приёмов, таких как обезличивание героев и универсализация изображенного на холстах архитектурного пространства. Сооружения, в которых пребывают герои, одновременно сочетают в себе характерные черты «и храма, и святилища, мира, который существовал века до девятнадцатого, мира понятного нам». На некоторых холстах новые герои изображены контрастным окружению цветом, порой автор изображает персонажей громадинами, одно неловкое движение которых может стать фатальным для памятников архитектуры. Подобные визуальные приёмы подчеркивает, насколько сильно новые герои не вписываются в уходящий мир.

-4

В работе, изображённой на афише, автор помещает мальчиков в пространство древнего подземного водохранилища Цистерны Базилики. Цистерна активно использовалась до захвата Константинополя турками, впоследствии водохранилище было заброшено и превращено в свалку. Цистерна Базилика является образом падшей цивилизации, осколком древней Византии. Помещая в это пространство современных турецких мальчиков, зарисованных на пляже, автор заменяет пространство ушедшего мира новыми людьми. Их он изображает синим цветом, как воду, заполняющую цистерну.

-5

О цивилизациях былых и будущих размышляет и Сергей Колосов. Название его инсталляции «Будущее прекрасно» носит сатирический характер. По словам автора, две цивилизации не могут существовать одновременно: новая цивилизация появляется на месте гибели предыдущей и устраивают свою жизнь на её руинах. Новую цивилизацию Сергей представил конструкцией из шестисот лампочек, руины предшествующей - старинным кирпичом и гниющим деревом.

Выставки открыты для посещения до 20.09.2022. Актуальную информацию можно найти на официальных сайтах музея архитектуры имени А. В. Щусева и галереи «К35».

Автор статьи: Серафим Аринин