Для начала вспомним, что ФНБ - это фонд национального благосостояния. Он формируется из избыточных нефтегазовых доходов.
Многие критикуют государство за чрезмерное накопительство богатств, вроде ЗВР и ФНБ, но мы видим, что бывают и такие ситуации, как 2014, 2020 и 2022 год, когда экономика испытывает сильные перегрузки, которые сложно заранее спрогнозировать.
Интересно, что сам факт наличия больших запасов снижает санкционное давление, потому что когда против нас вводят санкции, то бьют и по своей экономике, но надеются уничтожить нашу раньше и тем самым окупить все потери. Если у нас запасов достаточно, чтобы пережить любое санкционное давление, то вероятность введения самых жестких санкций снижается.
Хотя у нас и говорят, что ввели уже все, что можно, но это не так. Например, могут ввести такие же санкции против любого, кто согласится с нами сотрудничать.
В том числе, сейчас думают, что давление на население создаст недовольство властью, поэтому пытаются узнать настроения людей, когда Прибалтика предлагает такие санкции. Это не выгодно ЕС, но если недовольство властью у населения возрастет, то они это сделают.
Ну и к тому же это выгодно США, так как рынок туризма был один из самых прибыльных для Америки.
Как отразится на людях новая структура активов ФНБ и что это значит
Сегодня Минфин заявил, что работает над новой структурой активов ФНБ, а вместо валют недружественных стран будут использоваться валюты дружественных стран.
Получается, что вместо долларов и евро у нас будут лиры и индийские рупии. Юань и раньше был, но очевидно, что его доля возрастет.
Почему так делают?
- меняются торговые партнеры и если раньше основной торговый партнер был Евросоюз, то сейчас все меньше с ними сотрудничаем и переключаемся на Ближний Восток и Азию. Например, с Турцией планируется увеличить товарооборот до 100 млрд. $, что реально выполнить досрочно, ведь он очень быстро растет.
За прошлый год увеличился на 57%, а сейчас за пол года почти удвоился и достиг примерно 67 млрд. в годовом выражении.
Торговля с дружественными странами будет в национальных валютах, а значит мы у Турции будем покупать за лиры, а у нас будут покупать за рубли.
Из этого следует, что раз мы теперь зависим от курса лиры, то нам надо страховаться от колебания этой валюты (хэджироваться) и для этого, как правило, покупают облигации в этой валюте.
Вероятно, также и другие наши партнеры будут покупать наши облигации в рублях.
Доллар и евро стали уже рискованными валютами и все понимают, что владея Западными облигациями - у вас их могут просто заморозить.
Как это скажется на людях?
Никак. Это просто риск-менеджмент от Минфина. Торговля в национальных валютах в краткосрочной перспективе сложно организуема и имеет больше издержек, но очень выгодна каждой стороне. Это повысит стабильность экономики, так как снижаются риски при торговле разными валютами.
Например, Запад любит в качестве санкций использовать свою валюту и запрещать ею торговать с определенными странами. Многие думают, что это ерунда, но когда вся финансовая инфраструктура ориентирована на две валюты, то совершать сделки с третьей валютой уже тяжело.
Например, на Западе вы вряд ли сможете взять краткосрочный кредит даже для крупного бизнеса для закупки товара из Китая в юанях.
Важно
Подобные разборы, а также финансовые советы публикую в своем Телеграм канале. Подписывайтесь!
P. S. также из главных новостей - индекс производственной активности сильно упал в июле по всему миру. Более подробно что это за индекс, как сильно упал и почему это важно описал тут