За 25 лет до того, как Нил Армстронг ступил на поверхность Луны, Чесли Боунстелл показал человечеству вид с одного из спутников Сатурна.
Изображение, на котором Земля была показана как отдаленное пятнышко — или это была просто еще одна звезда? — было удивительно красивой картиной под названием «Сатурн, вид с Титана».
Космическое искусство видели и раньше, но никогда в таком кинематографическом виде. Картина, опубликованная в журнале Life, произвела настоящий фурор, и человек, стоявший за ней, нарисовал еще много вдохновляющих изображений еще неизведанной вселенной.
Вид на Сатурн с Титана объединил давнюю страсть Боунстелла к астрономии с его опытом работы художником на киноэкране. Чесли родился в первый день Нового года в 1888 году.
Он провел детские годы в Сан-Франциско, смотрел на звезды и рисовал то, что видел. Однажды он отправился в обсерваторию в Сан-Хосе и увидел Сатурн. Затем, будучи подростком, он нарисовал его.
После учебы в Колумбийском университете Боунстелл стал архитектором, участвуя в строительстве Крайслер-билдинг и моста Золотые Ворота. До того, как обратить свои таланты к космическому искусству, Боунстелл занимался матовой живописью, рисуя фоны для многих фильмов в золотой век Голливуда.
В нашу нынешнюю эпоху спецэффектов искусство матовой живописи немного забыто, но на протяжении десятилетий, по крайней мере, до конца 1990-х годов, оно было необходимо для голливудского кинопроизводства.
Лазерный туннель Звезды Смерти, Статуя Свободы, появляющаяся из песка в «Планете обезьян», Лондон на заднем плане и парящая Мэри Поппинс: всё это были матовые картины.
Его работы также можно увидеть в таких классических фильмах, как «Горбун из Нотр-Дама» 1939 года и «Гражданин Кейн» 1941 года.
Спустя почти 40 лет после того, как он нарисовал Сатурн будучи подростком, Боунстелл нарисовал его снова. Но на этот раз вид на Сатурн был не из Земли, а с Титана, крупнейшего спутника Сатурна.
Чесли без запроса отправил изображение в журнал Life. Выпуск был опубликован в номере от 29 мая 1944 года вместе с несколькими другими картинами Боунстелла. Этот выпуск разошелся тиражом более миллиона экземпляров, и работа Боунстелла поразила публику «словно атомная бомба», как писал биограф Боунстелла Рон Миллер.
Как пишет Миллер, эта картина была тщательно спланирована. Процесс начался с наброска, а затем с реальной модели, которую он сфотографировал, увеличил и использовал для рисования.
Боунстелл опубликовал еще десятки картин в различных журналах. В 1949 году многие из этих картин были собраны в книгу « Покорение космоса» , в которой на 58 иллюстрациях с почти фотореалистичными деталями были показаны астронавты, активно исследующие нашу солнечную систему. (Эта книга также вдохновила на создание одноименного фильма.
В 1952 году в ныне несуществующем журнале Collier's появилась влиятельная серия картин, как раз перед тем, как Конгресс начал думать о том, как финансировать космическую программу.
Через пять лет после этого Советы запустили спутник, и началась космическая гонка. Трудно с уверенностью сказать, насколько повлияли картины Боунстелла на начало стремления людей тянуться к звездам, но его работы, безусловно, оказали влияние на тех, кто мечтал о космических путешествиях.
Начало 1950-х для Боунстелла было одним из самых продуктивных в его карьере. Он создавал картину за картиной, изображая воображаемые части вселенной во всех ее формах, в дополнение к попыткам человека (тогда еще гипотетическим) исследовать её.
Насколько точны были эти картины? Боунстелл кое-что понял правильно; он, казалось, знал, например, о важности ракет в космических путешествиях. И его лунные посадочные модули также были достаточно реалистичны, поскольку их вообразили в 1951 году.
Боунстелл, умерший в 1986 году в возрасте 98 лет, был взыскательным и требовательным художником и соавтором, иногда конфликтовавшим с теми, кто сомневался в его видении.
Например, он горько жаловался режиссеру фильма « Покорение космоса» 1955 года, что пейзаж Марса в фильме, недостаточно скалистый. (Видение режиссера, на самом деле, оказалось ближе к реальности.)
Боунстелла обычно считают отцом современного космического искусства, но он не был первым. Этот титул принадлежит Люсьену Рудо, французскому астроному и энтузиасту космического искусства, работы которого Бонестелл обнаружил в Лондоне в 1920-х годах, когда сам Бонестелл был еще относительно неизвестным иллюстратором.
Но картины Рудо с изображением Луны, сделанные в 1920-х и 1930-х годах и собранные в книгу под названием Sur les Autres Mondes («О других мирах»), возможно, были слишком реалистичными. В то время как Луна Боунстелла содержала возвышенности и долины.
В 1960-х годах, когда Боунстелл наконец увидел настоящие фотографии Луны, но разочаровался в них.