Найти в Дзене
Аркив

О том, почему люди на самом деле всегда умели реалистично рисовать

Искусство развивается последовательно. Это безусловно. Но почему-то большинство понимают слово «развивается» как «чем дальше от каменного века ушли, тем лучше рисовали». Это, конечно, не так. Во-первых, что значит «лучше»? Более реалистично? Вы удивитесь, но художники почти всегда умели реалистично рисовать. — Бизоны пещеры Шове во Франции были нарисованы ок. 30 тыс. лет назад при свете факелов примитивнейшими инструментами, но даже сейчас поражают своим натурализмом и вниманием к деталям.

Соглашусь, по датируемому концом XIV века официальному портрету Ричарда II мы не можем составить хоть сколько-нибудь объективное представление о реальной внешности этого монарха. Но это не значит, что в Средние века люди вдруг повально разучились сравнивать нарисованное с натурой. Дело в том, что перед художниками того периода ставились принципиально
иные задачи, нежели реалистичная передача композиции, пропорций, цвета, света и так далее по списку. Одной из этих задач была демонстрация незначительности внешней оболочки — в противовес несоизмеримо более значимой внутренней. А точнее духовной.

"Ричард II" (кон. XIV века, автор неизвестен). Это первый сохранившийся до наших дней официальный прижизненный портрет английского монарха.
"Ричард II" (кон. XIV века, автор неизвестен). Это первый сохранившийся до наших дней официальный прижизненный портрет английского монарха.

Эта логика изображения была прямым следствием жёстких догматов христианской традиции. И в согласии с ними европейский средневековый художник стремился показать наиболее важное для него внутреннее содержание, которое не удалось бы отобразить простым копированием с натуры. Отсюда глубокий уровень стилизации и символичности средневекового искусства, а короли на своих официальных прижизненных портретах похожи не на живых людей, а на эфемерных златокудрых ангелов. Кстати, и стилизация, и символичность активно культивировались не только в последующую эпоху Возрождения, когда вектор в изображении окружающей действительности резко сменился не формалистскую реалистичность, но и в гораздо более поздние времена. А бывшим средневековым художникам хватило буквально одного поколения, чтобы скорректировать старые навыки в соответствии с новыми задачами и стандартами.

В подтверждение своих слов покажу вам два английских придворных портрета XVI века. — Замечу, что при английском дворе всегда работали одни из лучших мировых художников. — Первый портрет был написан Гансом Гольбейном Младшим в 1534-35 гг. На нём изображён французский посол в Лондоне Шарль де Солье.

Ганс Гольбейн Младший. "Портрет Шарля де Солье, сира де Моретт, французского посла в Лондоне" (1534-35 гг.)
Ганс Гольбейн Младший. "Портрет Шарля де Солье, сира де Моретт, французского посла в Лондоне" (1534-35 гг.)

Вторая работа — известный портрет Елизаветы I, выполненный Николасом Хиллиардом примерно в 1573-75 гг., то есть через 40 лет после Гольбейна. Можно ли по нему понять, как выглядела Елизавета I? — Ну по сравнению с предыдущим — с трудом. Но посмотрите, с каким невероятным мастерством выполнены детали костюма. И с задачей показать неземной, эфемерный образ королевы-девственницы, что было важной деталью политической пропаганды Елизаветы, этот портрет справляется блестяще.

Николас Хиллиард. "Портрет Елизаветы I с подвеской-пеликаном" (1573-75 гг.)
Николас Хиллиард. "Портрет Елизаветы I с подвеской-пеликаном" (1573-75 гг.)

Для проявления душевной щедрости, которая очень поможет моему блогу (заранее большое спасибо):

Тинькофф 2200 7004 6266 6024

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!