Найти тему
История моды с Марьяной С.

Преображение Татьяны Лариной

О малиновом берете Татьяны-уже-не-Лариной я когда-то писала, а сегодня хочу обсудить кое-что, касавшееся внешнего вида Татьяны-замужней-дамы, княгини, молоденькой генеральши.

Ведь не просто расцвела красота Татьяны, не просто она обрела уверенность в себе и грацию. Не просто стали изысканными её манеры. Преображение касалось и манеры одеваться.

Слева - портрет Дельфины де Жирарден, Луи Эрсан, 1824. Справа - портрет Софи Ге, Луи Эрсан, 1824. (с) Из коллекции Музея истории Франции.
Слева - портрет Дельфины де Жирарден, Луи Эрсан, 1824. Справа - портрет Софи Ге, Луи Эрсан, 1824. (с) Из коллекции Музея истории Франции.

Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgаr...

Александр Сергеевич не описывает нам её наряд, только упоминает малиновый берет. Но судя по тому впечатлению, которое Татьяна производит на окружающих, она одета безупречно! И, скорее всего, очень просто и элегантно, так что на фоне её бального наряда выделяется малиновый берет, эффектный акцент.

А ведь в Москву Таня приезжает совсем другой...

Слева - портрет баронесса Елизавета Васильевна Мейендорф, неизвестный художник, ок. 1820. (с) Из коллекции Музея Хиллвуд (Вашингтон). Справа - портрет неизвестной (предположительно - баронессы Александры Николаевны де Мальвирад), Пётр Соколов, 1828. (с) Из коллекции  Государственного музея А.С. Пушкина
Слева - портрет баронесса Елизавета Васильевна Мейендорф, неизвестный художник, ок. 1820. (с) Из коллекции Музея Хиллвуд (Вашингтон). Справа - портрет неизвестной (предположительно - баронессы Александры Николаевны де Мальвирад), Пётр Соколов, 1828. (с) Из коллекции Государственного музея А.С. Пушкина

Её и в провинции-то не интересовали обычные детско-девичьи увлечения. Она не интересовалась рукоделием:

Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна
.

Её не интересовали куклы:

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.

А ведь именно за рукоделием и за играми с куклами, которых можно наряжать, девочки когда-то, можно сказать, тренировались - приготовлялись "к приличию - закону света". В том числе и следованию за модой. Учились комбинировать цвета, разбираться в разных видах "гарнировки" (то есть отделки), обретали навык самостоятельно отделывать шляпки, создавать модные причёски... Сначала - кукле, затем - сестры и подруге... Но романтически настроенная Татьяна к этой стороне жизни совершенно равнодушна.

Модные гравюры "Costume Parisien", 1823. (сс) Wikimedia Commons
Модные гравюры "Costume Parisien", 1823. (сс) Wikimedia Commons

И когда мать принимает решение, ехать в Москву на ярмарку невест, то это и для куда более опытной в манерах и модах девицы было бы серьёзным испытанием. А уж для той, что любит читать и не уделяет особого внимания нарядам...

И Таня слышит новость эту.
На суд взыскательному свету
Представить ясные черты
Провинциальной простоты,
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей;
Московских франтов и цирцей
Привлечь насмешливые взгляды!

Именно такой она и прибудет в Москву - тихой, равнодушной к светским развлечениям и очень, очень провинциальной. Так что "младые грации Москвы" начинают кампанию по приведению недурной провинциалочки в надлежащий столичный вид, например, "взбивают кудри ей по моде". И это не особо помогает, кстати - вот так сразу привлечь внимание избалованной публики невозможно. Мало ли их, этих девочек, привозят в Москву и Петербург в надежде выдать замуж! Да Татьяна и сама дичится всей этой суеты.

Не обратились на нее
Ни дам ревнивые лорнеты,
Ни трубки модных знатоков
Из лож и кресельных рядов.

И всё же её юная чистая прелесть привлекает генерала.

То есть всю эту работу над собой, результат которой мы видим в финале, Татьяна проделывает за два года замужней жизни. Она любила читать и умела впитывать информацию. Этого навыка хватило, чтобы научиться выбирать подходящие наряды, украшения, аксессуары, словом, выглядеть княгиней. А в сочетании с манерами - "неприступной богиней".

Иллюстрация к "Евгению Онегину", Елена Самокиш-Судовская, 1908. (сс) Wikimedia Commons
Иллюстрация к "Евгению Онегину", Елена Самокиш-Судовская, 1908. (сс) Wikimedia Commons

Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.

Словом, осознанная работа над собой. И можно не сомневаться, что это была именно работа. Само по себе такое преображение не случится.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!