В 2022 году малоимущие и безработные граждане могут получить от государства деньги по социальному контракту для преодоления кризиса. Это не пособие, а помощь в открытии собственного дела, чтобы решить проблему с постоянным заработком. С 1 июля 2022 года на свой бизнес выдают до 350 тыс. руб. Разбираемся, кто, как и где их может получить.
Что такое социальный контракт
В России действует закон от 17.07.99 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который предусматривает разные меры поддержки для малоимущих семей и граждан. Одна из них — социальный контракт. Это соглашение, заключаемое гражданином и местной службой соцзащиты населения на срок от 3 до 12 месяцев.
В отличие от пособий, социальный контракт — активная форма поддержки. Деньги дают не на проживание и пропитание, а на конкретные направления — трудоустройство, обучение, преодоление трудной жизненной ситуации. Получатель должен отчитаться об использовании средств по назначению.
На какие цели дадут деньги по социальному контракту:
- Поиск работы. Соискателю оплатят обучение до 30 тыс. руб. продолжительностью до 3-х месяцев, а также будут платить в этот период стипендию в размере 0,5 прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМТН). В течение месяца после заключения контракта и трёх месяцев с даты трудоустройства гражданин получит ежемесячную выплату от соцзащиты в размере ПМТН. Работодателю возместят стоимость стажировки. Соглашение заключается на срок до 9 месяцев.
- Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Можно получить от соцзащиты до 350 тыс. руб. на регистрацию в качестве ИП или самозанятого, покупку оборудования и оснащение рабочих мест для своего бизнеса, а также до 30 тыс. руб. на обучение.
В программе не уточняется, что относится к затратам на регистрацию ИП. На практике это госпошлина или ЭЦП. Регистрация самозанятых бесплатная, но могут быть расходы на покупку смартфона для установки приложения «Мой налог», изготовление копий документов.
Контракт заключается на срок до 12 месяцев.
3. Ведение личного подсобного хозяйства. Гражданин получит до 200 тыс.
руб. на эти цели и до 30 тыс. руб. на обучение необходимым навыкам.
Контракт будет действовать до 12 месяцев.
4. Преодоление трудной жизненной ситуации. Соцзащита поможет купить
одежду и учебники детям для подготовки к школе, лекарства, устроить
на курсы реабилитации зависимых, организовать диспансеризацию,
найти сиделку и т.п. Соглашение заключается на срок до 6 месяцев.
Условия получения и размеры выплат по социальному контракту прописаны в приложении 8.6 к государственной программе «Социальная поддержка граждан», утверждённой постановлением от 15.04.2014 №296. Здесь важно то, что помощь оказывается не напрямую из федерального бюджета, а через субсидии регионам. То есть единых правил для РФ нет. В каждой местности объём помощи и набор документов для её получения будут отличаться.
Кто может получить помощь по социальному контракту
Поддержка действует для малоимущих граждан и семей, в том числе со статусом ИП или самозанятого (не во всех регионах). При этом заключить соглашение могут только граждане РФ, имеющие постоянную прописку или временную регистрацию в том населённом пункте, куда они обращаются за помощью.
Главное условие — нуждаемость по независящим от гражданина причинам. Доход заявителя и членов его семьи за три последних месяца не должен превышать прожиточный минимум в регионе.
Как это проверить:
- Определить всех, чьи доходы будет считать соцзащита при принятии решения по соцконтракту. Это совместно проживающие супруги, их родители и дети, братья и сёстры, пасынки и падчерицы, усыновители и усыновлённые. Совместно проживающие — это значит зарегистрированные в одном жилом помещении и ведущие общее хозяйство.
Не учитывать тех, кто служит в армии, находится в местах лишения свободы или состоит на полном гособеспечении.
2. Посчитать доходы семьи в соответствии с действующими правилами —
смотрите таблицу.
Основание: постановление от 20.08.2003 №512.
3. Рассчитать среднедушевой ежемесячный доход семьи (п. 2 / п. 1) и
сравнить его с прожиточным минимумом в регионе обращения. Узнать
его можно на сайте https://www.potrebkor.ru/ — данные на нём
обновляются ежеквартально. Страницы органов социальной защиты в
регионах не всегда содержат актуальные сведения.
Одиноко проживающие граждане могут посчитать свой доход и сравнить его с прожиточным минимумом.
Для точного расчёта учитывается прожиточный минимум для каждого члена семьи заявителя по принадлежности к конкретной социально-демографической группе — п. 19 Методических рекомендаций Минтруда от 03.09.2021 №536.
ПМЧС = (ПМребёнка × число детей в семье + ПМтрудоспособного × число трудоспособных в семье + ПМпенсионера × число пенсионеров в семье) / число членов семьи
Пример. Семья из трёх человек из Самары: мать — самозанятая, двое детей 3 и 7 лет. Имеют в собственности только одну квартиру, в которой проживают. Доход семьи за последние 3 месяца:
- заработки матери как плательщика НПД — 62 000 руб.
- пенсия ребёнка-инвалида и доплаты к ней — 51 000 руб.
- выплата по уходу за ребёнком-инвалидом — 30 000 руб.
- алименты — 18 000 руб.
Среднедушевой доход семьи составил 17 889 руб. в месяц.
Прожиточный минимум в Самарской области во 2 квартале 2022 года:
- для трудоспособного населения — 14 263 руб. / мес.
- для детей — 12 692 руб. / мес.
Прожиточный минимум члена семьи будет составлять (14 263 + 12 692 + 12 692) / 3 = 13 216 руб. Это меньше, чем среднедушевой доход семьи. Поэтому мама на социальный контракт для предпринимательской деятельности рассчитывать не может.
Соцзащита обязательно проверит причины низкого дохода. Они должны не зависеть от воли заявителя. Разведённую женщину с детьми, которая добровольно отказалась от алиментов, малоимущей не признают в любом случае.
Как и где заключить социальный контракт
Шаг 1. Выяснить в местном органе социальной защиты требования к заявителям и перечню документов. Социальный контракт — региональная услуга. У каждого субъекта РФ есть свои условия его заключения.
Например, в Калмыкии семью не признают малоимущей, если в её составе уже есть зарегистрированный ИП. Но комплект документов для контракта будет минимальным: заявление, анкета, справки о доходах и копия ИПРА инвалида.
В Пензенской области обратиться за помощью может заявитель с любым статусом, в том числе ИП или самозанятый. Дополнительно к заявлению, справкам о доходам нужно представить документы, подтверждающие отнесение проживающих с заявителем лиц к членам его семьи — свидетельства о рождении, паспорта.
Адреса и контакты территориальных органов соцзащиты смотрите на сайте Минтруда, в разделе «Социальная защита в моём регионе». Выберите свой город, и ресурс покажет вам список.
Шаг 2. Подготовить комплект документов для заключения социального контракта по списку, который вы получите в соцзащите. По общему правилу для получения помощи на свой бизнес понадобятся:
- заявление;
- справки о доходах кандидата и всех членов его семьи;
- бизнес-план.
Образцы документов запросите в соцзащите.
Шаг 3. Подать заявление, документы к нему в местный орган социальной защиты. Надёжнее всего будет отнести их лично. Приём документов через МФЦ есть не во всех регионах. К тому же у специалиста соцзащиты могут возникнуть вопросы по документам, и лучше узнавать их без «передаточного звена».
В некоторых регионах, например в Новосибирской области, можно подать заявление через Госуслуги. Однако всё равно придётся отнести комплект справок и бизнес-план в бумажном виде, с оригинальными подписями.
Шаг 4. Общаться со специалистами соцзащиты, пока рассматривается заявление, отвечать на их вопросы и быть готовым представить дополнительные разъяснения, документы. Чиновники могут проверять материально-бытовые условия семьи заявителя на месте; узнавать у соседей или в ТСЖ, УК, действительно ли все прописанные в жилом помещении в нём проживают. По общему правилу будет назначено личное собеседование.
Рассмотрение заявления занимает от 10 до 30 дней. Соискателю на господдержку по итогам могут отказать по таким основаниям:
- исчерпаны лимиты финансирования по программе соцподдержки на текущий год;
- в документах содержатся неполные или недостоверные сведения;
- не подтверждена нуждаемость или причины низкого дохода;
- заявитель или кто-то из членов его семьи не согласились с условиями социального контракта, программы социальной адаптации к нему;
- бизнес-план не подтверждает увеличение дохода заявителя на постоянной основе.
Отказ должен быть письменным, чтобы гражданин мог обжаловать его в вышестоящей инстанции. Обычно это региональное Министерство труда и социальной защиты.
При положительном решении с кандидатом подпишут социальный контракт и программу социальной адаптации; перечислят деньги.
Заявитель не обязательно получит на предпринимательство 350 тыс. руб. Региональный социальный бюджет может быть уже распределён. Или сам кандидат не доказал потребность именно в такой сумме.
Как правильно составить бизнес-план
Конечный результат выполнения социального контракта — увеличение дохода малоимущего гражданина или малоимущей семьи. И доказывать это нужно на этапе подписания соглашения бизнес-планом.
Пример. Заявитель на момент обращения имеет доход 10 000 руб. при прожиточном минимуме в регионе 14 263 руб. Он представил бизнес-план продажи игрушек собственного изготовления с планируемой прибылью 3 000 руб. в месяц. Общий доход заявителя составит 13 000 руб. в месяц., что всё равно ниже прожиточного минимума. В социальной поддержке с таким бизнес-планом, скорее всего, будет отказано.
Примерную форму бизнес-плана можно получить в органе соцзащиты. Например, в Пензенской области рекомендуют свой Типовой бизнес-план.
Основные разделы бизнес-плана:
- Резюме проекта: вид деятельности, краткое описание бизнеса, стартовый капитал и источники финансирования.
- Производственный план.
- Маркетинг.
- Организационные мероприятия.
- Финансовый план.
Это примерная минимально необходимая структура.
Заявителю может не хватать специальных знаний для составления этого документа, особенно финансовой и маркетинговой части. Поэтому лучше обратиться за помощью к специалистам.
Воспользуйтесь формой бизнес-плана в сервисе «Моё дело».
Как отчитаться по социальному контракту
При заключении соглашения на развитие собственного бизнеса гражданину нужно будет зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого. Полученные от государства деньги можно потратить только по целевому назначению:
- на регистрацию в качестве ИП или самозанятого (не более 5 %);
- приобретение основных средств, лицензий на программное обеспечение, расходных материалов (не более 10 % от выплаты);
- покупка или аренда помещения, коммунальные платежи за него (не более 15 %).
Конкретные условия расходования выплаты от государства нужно уточнять в местном органе соцзащиты.
Гражданин должен ежемесячно отчитываться чиновникам о выполнении условий социального контракта. Расходы нужно подтверждать документально: чеками, квитанциями.
В каких-то регионах соцзащита довольствуется отчётами по электронной почте. А где-то чиновники навестят предпринимателя и сфотографируют всё приобретённое по соцконтракту оборудование. Также они будут проверять доходы предпринимателя от его бизнеса.
Поручите составление отчётности интернет-бухгалтерии «Моё дело». У нас работают бухгалтеры со стажем, эксперты по трудовому праву, опытные юристы. Или воспользуйтесь нашими электронными сервисами подготовки и подачи отчётности.
Что будет при нарушении условий контракта
В соглашении с соцзащитой будут указаны обязанности гражданина. Основные из них мы уже перечислили ранее:
- встать на учёт как ИП или самозанятый;
- потратить государственную выплату на цели, указанные в бизнес-плане;
- ежемесячно отчитываться о ведении предпринимательской деятельности и расходовании средств.
При невыполнении этих условий социальный контракт может быть расторгнут досрочно по инициативе соцзащиты. В этом случае все полученные средства нужно будет вернуть.
К нарушениям условий контракта также относятся переезд в другой регион или другую страну, прекращение предпринимательской деятельности до истечения срока действия соглашения. Последствия для гражданина будут такие же: расторжение контракта и досрочный возврат всех денег по господдержке.
Бесплатные консультации по мерам поддержки бизнеса от «Моё дело»
Малому бизнесу сейчас непросто. Мы понимаем это и хотим помочь. Неважно являетесь вы клиентом «Моё дело» или нет, наши консультанты бесплатно расскажут о мерах государственной поддержки бизнеса, которые можно получить сегодня именно вам. Пишите в чат на сайт, и вам ответит наш сотрудник. Это не бот, а живой консультант, который вникнет в ситуацию и подберёт оптимальное решение.