Найти тему
Белые одежды

Юридическая теория искупления в христианстве

Художник: Виктор Васнецов
Художник: Виктор Васнецов

О том, что такое искупление в христианстве можно прочитать здесь.

Существуют три основные теории искупления: юридическая, нравственная и органическая. В этой статье будет рассмотрена первая из них.

Суть юридической теории

Первородный грех Адама и Евы был преступлением против Бога. Первый человек своим грехопадением нанес оскорбление Богу.

Масштаб вины соответствует рангу оскорбленной стороны. Бог бесконечен и вина бесконечна, а значит, бесконечно и искупление. Конечный человек не может принести бесконечное искупление, даже если всё человечество будет принесено в жертву ради удовлетворения Божественной справедливости.

Поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына берётся принести безмерный выкуп, дабы справедливость была удовлетворена. Христос был осужден на Крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть ему доступ к благодати.

Первые попытки формулирования юридической теории относятся к 4 веку. Её противником был свят. Григорий Богослов, который писал о невозможности выразить учение об искуплении в терминах «искупление» и «плата» в точном юридическом смысле.

Сторонники юридической теории

Наиболее полное выражение юридическая теория нашла в труде схоласта Ансельма Кентерберийского «Почему Бог стал человеком», 11 в. Последователями были схоласты: Петр Ломбардский (12 в.) и Фома Аквинский (13 в.).

Юридическую теорию развили протестанты. Мартин Лютер и Жан Кальвин говорили не только об удовлетворении Божественной справедливости, но и о гневе Божием, который смогла утолить лишь смерть Христа на Кресте.

В России сторонником юридической теории был митр. Макарий (Булгаков), 19 в., он добавил к теории следующее положение: спасение предполагает не только удовлетворение Божественной справедливости, но и изменение падшей природы человека.

Юридическая теория делает акцент на объективной стороне спасения (Божий дар), упуская из виду субъективную сторону (усвоение Божьего дара человеком через собственные усилия).

Положительные стороны юридической теории:

  • акцент на невозможности для человека спастись своими собственными силами;
  • понимание, что для спасения человека от греха и смерти необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком;
  • четкие формулировки, понятные людям с рационалистическим складом ума.

Недостатки юридической теории:

  • распространение правовых отношений на отношения между Богом и человеком, основывается на понятиях («оскорбление», «удовлетворение», «заслуга» и пр.), которые не имеют основания в Священном Писании и редко встречаются у отцов Церкви;
  • сводит искупление к единственному событию – к смерти на Иисуса Христа на Кресте, принижено значение Воскресения и Вознесения, т.е. торжества над смертью;
  • по нравственным основаниям невозможно принять, что смерть Единородного Сына могла доставить удовлетворение правосудию Отца;
  • рассматривает только объективную сторону искупления, игнорирует домостроительное действие Святого Духа.

Образы искупления в юридической теории

Юридической теории искупления соответствуют юридические образы в Новом Завете, использующие термины: искупление, жертва, оправдание, умилостивление, выкуп. Например:

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45).
«явилась правда Божия, ... получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов» (Рим 3:21, 24-25).

К юридической теории близки образы Иисуса Христа как Воителя - Победителя, Царя, Первосвященника, Ходатая и Судьи, они отражают властные полномочия Спасителя.

Читайте: Искупление и спасение в христианстве, а также: Нравственная теория искупления и Органическая теория искупления