«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» - такими словами заканчивается Символ Веры.
Первым учение о будущем и нынешнем веке сформулировал Феодор Мопсуестийский, впоследствии признанный (скорее по некоторому недоразумению) еретиком. Его осудили, но учение о двух веках было воспринято Церковью и было добавлено в Символ Веры.
«Будущий век» - то, что будет после Второго Пришествия. Идеальный мир, где не будет греха и смерти, и зло упразднится. Где во Христе не будет эллина и иудея, мужского и женского пола, богатых и бедных, рабов и свободных, как пишет апостол Павел. Где Бог, который есть Любовь, будет Всё во Всём. Мир без вражды и зависти, без потерь и одиночества. Где всегда рядом могучий, любящий Бог, и все люди – Его и с Ним.
А век нынешний – это наша действительность. Наш мир с его войнами, насилием, обманом и бесконечным страданием, над которым царит Смерть – единственное, что по-настоящему неизбежно для каждого.
И печальная реальность такова, что мы своими силами век нынешний на Будущий Век не переделаем никак. Мы даже не никак не приблизим наступление Будущего Века – он будет тогда, когда будет, и решаем это не мы.
И эту безнадёжность надо принять – как мы принимаем, когда близкие умирают, когда у нас случаются потери и горе. Понимаем, и, не соглашаясь, переживая боль – но живём дальше, стараемся не опускать рук.
Хотя бы потому, что выбора нет. Спиться или умереть от горя – кому от этого станет лучше?
А если мы, как сказано в Символе веры, «чаем будущего века», то есть хотим туда, хотим, чтобы он настал, и чтобы нас там приняли, как часть этого нового мира – нам нужно в веке нынешнем творить дела Будущего Века. Так учил Феодор Мопсуестийский, и это его учение не было осуждено.
Творить дела будущего века - зная, что мы не спасем мир, не переделаем человечество. И даже если мы спасём от беды одного, двух, множество людей – всё это не гарантирует никаких перемен к лучшему – ни глобальных, ни даже самых небольших. Придёт война, эпидемия, любая случайная катастрофа – все наши усилия пойдут прахом.
А век нынешний останется самим собой.
Да, наши усилия бесполезны. Но если хоть немного задуматься – а что нам, собственно, остаётся?
Ведь выбор наш известен давно: «Будем есть и пить, ибо завтра умрём» - или праведный труд, преодоление своего комфорта ради Любви? И пусть Господь судит о результатах, много ли Будущего Века мы принесли в нынешний.
Потому что Царство Божие «внутрь нас есть» и творя дела Будущего Века, мы становимся гражданами этого Царства.
Мы не отменим смерть – но мы можем пройти её как дверь в Будущий Век.
В нынешнем веке нам порою будет больно. Но даже боль можно сделать своим союзником, потому что боль собирает человека от бесконечной суеты повседневности. Тот, кому больно – не отвлекается и не разбрасывается на мелочи. Сначала он ищет способа утолить боль, и вкладывает в это всю свою волю, действует «от всея души и от всего помышления», как молятся за каждой ектеньёй за каждым богослужением Православной Церкви.
И можно собрать всю эту боль, которую мы все переживаем сейчас, когда век нынешний показал, что он не изменился, и все его зубы на месте – и сделать что-то, что позволит зажечь в сердце хотя маленький огонёк Жизни Будущего Века.
И да, я не был бы самим собой, если бы не написал следующий абзац.
Друзья! Фонд «Предание» по-прежнему висит на тоненькой ниточке вашего милосердия. У нас осталась всего тысяча тех, кто готов поддерживать нас регулярно, а количество подопечных в очереди на помощь таково, что мы готовы закрыть совсем приём новых заявок.
Мы гибнем. Просто от нехватки денег. У нас кончились все резервы и заначки и наш огонёк почти потух. Нам очень нужна ваша помощь, иначе нас скоро просто не станет.
И помочь можно здесь.
И я верю, что не останется бессильным у Бога никакое слова, и никакая помощь не будет забыта.
Спасибо!
Владимир Берхин, президент портала «Предание»
P.S. Благодарю Максима Калинина, исследователя восточно-христианской духовной традиции за подсмотренные у него мысли.
2