Найти тему
Корнеслов

"Новое учение об языке" Н. Я. Марра и дискуссия об отечественном языкознании

Н.Я. Марр на заседании Президиума АН СССР, 1930 год.
Н.Я. Марр на заседании Президиума АН СССР, 1930 год.

Языкознание изучает язык, который, по определению А.Н. Толстого, является «орудием мышления». Как орудие, от которого зависит качество мышления, язык требует особого обращения. Поэтому: «обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» [А.Н. Толстой. Доклад «О драматургии». Полное собрание сочинений. ГИХЛ, 1947-1951. 1934. Соч., т. XII, стр. 357].

Язык носит в себе смыслы вещей, накопленные народом за тысячелетия использования. Язык – это и область знания, на котором построена вся образовательная система, а также всё научное знание. В этом отношении язык является не только орудием мышления, но и примером того, как должно быть выстроено научное знание. А является ли языкознание таким примером для науки?

Путь науки – это путь открытия достоверного знания, доказанного, истинного и единственно верного. Делать иначе – значит идти против правды, против того, что в будущем станет основанием для принятия верных решений, которые не станут причиной ошибок и просчётов.

Во времена существования Советского Союза руководители государства понимали всю важность общественных наук, среди которых языкознанию уделялось особое внимание.

Заботы об общественных делах и служение общественному благу составляли сущность идеологии государства и принимались всеми слоями общества, включая и высших чиновников, имеющих властные полномочия. Первейшим общественно значимым делом И.В. Сталин, как глава государства, считал заботу о русском языке, благодаря которому все граждане единого государства понимают друг друга и взаимодействуют: «Язык … для того и существует, для того и создан, чтобы служить обществу как целому в качестве орудия общения людей, чтобы он был общим для членов общества и единым для общества, равно обслуживающим членов общества независимо от их классового положения» [И. В. Сталин: «Марксизм и вопросы языкознания»].

И в мае 1950 года И.В. Сталин, Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР, глава и идейный лидер государства стал участником научной дискуссии по вопросу марксизма в языкознании.

Вмешательство первого лица государства позволило выявить «невероятную путаницу взглядов по самым важным вопросам языкознания, которые имели место среди руководящих кругов этой отрасли науки. До начала дискуссии они молчали и замалчивали неблагополучное положение в языкознании». [И. В. Сталин. «Марксизм и вопросы языкознания»]

Только благодаря вмешательству первого лица государства удалось выяснить, что научная теория, которая, как казалось, была новым, «советским словом» в языкознании – это псевдонаучная чушь и лженаука. Оказалось, что наука, действующая в угоду идеологии, подстраивающаяся под «веяния времени», перестаёт быть наукой. Потому что она теряет связь с предметной основой, не подверженной никаким «веяниям» и составляющей суть всего разумного, созданного человеком.

Примером такой лженауки стало «Новое учение об языке» Н.Я. Марра. Начиная с 1923 года Марризм стали внедрять по всей стране. В МГУ этим занимался небезызвестный А.Я. Вышинский, будущий прокурор, а в Ленинграде – сам Марр. Многие настоящие ученые попали под обаяние «теории» Марра. Ему искренне помогали физики, востоковеды и литературоведы. Сравнительное языкознание, славистика, тюркология – все были объявлены лженауками, за приверженность к которым некоторые ученые были расстреляны. К началу 1930-х «новое учение» воцарилось в лингвистике столь же основательно, как и мичуринско-лысенковское в биологии.

Предметом дискуссии, развернувшейся на страницах газеты «Правда», стало «Новое учение об языке», известное также как яфетическая теория, теория стадиальности, яфетидология или марризм – теория происхождения «классовой сущности» языка. Автором «Учения» стал Николай Яковлевич Марр, человек заслуженный: Академик Императорской академии наук (1912), Академик (1925) АН СССР и Вице-президент (1930) АН СССР. При жизни и после смерти его «называли гением, сравнивали с Коперником, Дарвином, Менделеевым» [Алпатов В.М. «История одного мифа. Марр и марризм». - М., 1991. - С. 27].

«Новое учение об языке» имело огромное число сторонников из числа профессиональных филологов-языковедов. С конца 1920-х годов и до 1950-го «Учение» пользовалось государственной поддержкой в СССР. Среди покровителей были: А.В. Луначарский – первый Нарком просвещения РСФСР, Академик АН СССР (1930), убеждённый сторонник перевода русского языка на латиницу; П.И. Лебедев-Полянский – Академик АН СССР, один из видных деятелей государственного идеологического аппарата 1920-1940-х годов; М.Н. Покровский – Академик АН СССР,профессор МГУ, глава марксистской исторической школы в СССР; В.М. Фриче – Академик АН СССР, профессор-филолог, Директор Института языка и литературы АН СССР.

Причиной такой поддержки Марра стало сближение его «Учения» с марксизмом и применение к языкознанию другого надуманного учения, – исторического материализма, краеугольным камнем которого стало понятие общественно-экономической формации, или общества, находящегося на определённой ступени исторического развития. Основу исторического материализма составляли понятия «базиса» и «надстройки» – соответственно первичного и вторичного в «общественном развитии».

Проникнувшись идеями марксизма, следуя формуле, предложенной основоположниками марксизма: «общественное бытие определяет их (людей) сознание» [К.Маркс Ф.Энгельс ПСС т. 13 стр. 491], – начиная с 1928 года Марр стал продвигать идею о языке как «надстройке» над социально-экономическими отношениями, отражающим «стадии развития» общества (рабовладельческую, феодальную и т. п.). «Материалистический метод яфетической теории – метод диалектического материализма и исторического материализма, т.е. тот же марксистский метод, но конкретизованный специальным исследованием на языковом материале и на материалах, связанных с языком явлений не только вообще речевой, но и материальной и социальной культуры» [Н.Я. Марр. Избранные работы, т. I, стр. 276]. Традиционная индоевропеистика в этой связи была объявлена Марром «буржуазной наукой».

Марр «обосновал» свои взгляды на происхождение языка, на связь между языками, на возникновение мышления. В то время этими вопросами никто из учёных практически не занимался. А Марр был учёным авторитетным, академиком ещё Императорской академии наук. Многие вполне естественно принимали принципиально недоказуемые и, тем самым, принципиально неопровержимые утверждения Марра на веру.

По-Марру, язык произошёл от «трудовых выкриков» в результате «звуковой революции» и связан с началом трудовой деятельности человека. Ему предшествовала кинетическая (жестовая) речь (до того, как человек «научился говорить»).

Марр выдвинул предположение, что все слова всех человеческих языков имеют общее происхождение, а именно, - от «четырёх элементов», изначальных трудовых выкриков: САЛ, БЕР, ЙОН и РОШ. По предположению Марра эти выкрики первоначально не имели никакого значения, а использовались в магических целях. По такому же недоказанному предположению любое существующее в языке слово можно свести к одному, или нескольким из четырёх «элементов». Марра не смущало, что в индоевропейских языках вдвое больше звуков. А как они появились, Марр не объяснял.

«Любое слово (по-Марру) возводилось к элементам или их комбинациям. Например, в слове красный отсекались части к- и н-, а оставшееся рас- признавалось модификацией элемента РОШ, сопоставляясь с рыжий, русый, названиями народов «русские, этруски». Развитие языков, по-Марру, шло от исконного множества к единству. Нормальная наука - сравнительное историческое языкознание – считала, что всё происходило наоборот: сначала существовали праязыки, из которых потом возникли современные языки, то есть движение шло от единства к множеству. Но Марр открыто высказывал ненависть к сравнительно-историческому языкознанию, считая его буржуазной псевдонаукой» [Алпатов В.М. «История одного мифа...].

Объяснением, прослеживающим «качественные изменения в языке», Марр называл «палеонтологический анализ», который: «дает возможность и без анализа по элементам подойти к истории развития отдельных языков на их собственном материале, учитывая происходящие в нем качественные изменения в процессе внутреннего развития. С палеонтологическим анализом теснейшим образом связано выдвинутое Н.Я. Марром учение о стадиальном развитии речи. Н.Я. Марр уделял этой проблеме исключительное внимание» [Академик И.И. Мещанинов «За творческое развитие наследия академика Н.Я. Марра»].

Вероятно, поддержка Сталина была получена ещё до начала дискуссии в «Правде». Об этом мог знать А.С. Чикобава, профессор Тбилисского Государственного университета. Именно его статья «О некоторых вопросах советского языкознания» от 9 мая 1950 года открыла «свободную дискуссию в целях преодоления застоя в развитии советского языкознания». В редакцию поступил ряд статей, авторы которых излагали свою точку зрения по затронутым вопросам.

В дискуссии, развёрнутой на страницах газеты «Правда», приняли участие как известные лингвисты, так и совсем неизвестные. Один из них, канд. филологических наук Б. Серебренников, прислал свою статью в газету по собственному почину. В статье он высказался по поводу «четырёх элементов», приведя цитату Марра: «Четыре элемента, возникшие вместе с другими искусствами в эволюции трудового процесса, представлявшего собой магию, не имели первоначально и долго не могли иметь никакого словарного значения, ибо звуковых слов еще не было, как не было звуковой речи».

Цитату Марра Серебренников сопроводил высказыванием: «Не зная ничего о природе этих элементов, Н.Я. Марр, между тем, утверждает, что четыре элемента первоначально были присущи любой человеческой группировке и были изначально совместны. Таким образом, теория о четырех элементах с самого начала строится буквально в воздухе». [Статья Б.А. Серебренникова «Об исследовательских приёмах Н.Я. Марра», газета «Правда», 23.05.1950 года].

Позднéе сведéние всех слов к четырём элементам действительный член АН СССР, академик РАН Т.В. Гамкрелидзе назвал «самым скандальным и примитивным в теории Марра».

По результатам состоявшейся дискуссии своё решающее мнение высказал И.В. Сталин: «Послушать Н.Я. Марра и особенно его «учеников» — можно подумать, что до Н.Я. Марра не было никакого языкознания, что языкознание началось с появлением «нового учения» Н.Я. Марра. Маркс и Энгельс были куда скромнее: они считали, что их диалектический материализм является продуктом развития наук, в том числе философии, за предыдущие периоды».

Разбор «Учения» Марра стал поводом разобраться с массовыми злоупотреблениями, имевшими место в соответствующих научных учреждениях: «Дискуссия выяснила прежде всего, что в органах языкознания как в центре, так и в республиках господствовал режим, не свойственный науке и людям науки. Малейшая критика положения дел в советском языкознании, даже самые робкие попытки критики так называемого «нового учения» в языкознании преследовались и пресекались со стороны руководящих кругов языкознания. За критическое отношение к наследству Н.Я. Марра, за малейшее неодобрение учения Н.Я. Марра снимались с должностей или снижались по должности ценные работники и исследователи в области языкознания. Деятели языкознания выдвигались на ответственные должности не по деловому признаку, а по признаку безоговорочного признания учения Н.Я. Марра.

Общепризнано, что никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики. Но это общепризнанное правило игнорировалось и попиралось самым бесцеремонным образом. Создалась замкнутая группа непогрешимых руководителей, которая, обезопасив себя от всякой возможной критики, стала самовольничать и бесчинствовать. Аракчеевский режим, созданный в языкознании, культивирует безответственность и поощряет такие бесчинства.

Дискуссия оказалась весьма полезной прежде всего потому, что она выставила на свет божий этот аракчеевский режим и разбила его вдребезги» [И. В. Сталин. «Марксизм и вопросы языкознания»].

Как ни странно, но репрессий после такого разноса главой государства не последовало. Люди, расставленные Марром и марровцами, остались. Ученик Марра, глава советской лингвистики, Директор Института языка и мышления АН СССР имени Н.Я. Марра (ныне Институт языкознания РАН), Герой Социалистического труда, многожды орденоносец академик И.И. Мещанинов, хотя и лишился директорства в Институте языка и мышления, продолжал работать. Он не был лишён ни звания академика, ни Сталинских премий, ни орденов Ленина. После смерти Сталина Мещанинов вернул себе место в лингвистическом сообществе, и его труды неоднократно переиздавались.

Спрашивается, - что изменилось: стала ли борьба мнений и свобода критики общепринятой нормой, или, как и прежде критика преследуется и пресекается, а режим, созданный в языкознании, культивирует безответственность и поощряет бесчинства? Как обстоят дела у современных языковедов, и каких высот достигли современные учёные? Был ли преодолён застой в развитии советского языкознания?

О том, как обстоят дела, и что происходит в лингвистике, была написана статья «Лингвисты против языкознания», в которой говорится о том, что в настоящем язык, который языковеды «изучают», «саморазвивается и самосовершенствуется». В языкознании принято мнение, что язык изменяется естественным образом, а изменяясь, также естественно, подобно природному явлению, совершенствуется. То, что язык может не саморазвиваться, а наоборот, деградировать и образовывать «новые» языки, потомками Н.Я. Марра не рассматривается.

К сожалению, та основа, то невежество, из которого вышло «Учение» Марра, никуда не делась. Язык не рассматривается, как точное знание, созданное людьми. О языке говорят, что это «явление природы, явление социальное, которое возникает в обществе для обслуживания нужд людей», что «язык человека зависит от окружающей среды», что «язык – явление биологическое, природное, не зависящее от человека, порождаемое в человеческом организме, в его речевом аппарате». Такие заявления носят характер догматов, поскольку они не доказываются, а голословно утверждаются. Соответственно к настоящей науке они не имеют никакого отношения.

Из тех, кто называет себя языковедами, нет никого, кто бы сомневался в «самопроизвольности» происхождения языка и соответственно в его «самосовершенствовании». То есть полагают, что знаки знаковой системы языка, которые составляют основу мышления, и которые позволяют человеку создавать умопостигаемые понятия, появились «сами по себе» и соответственно «неизвестно как». И что они не являются предметом договорённости между людьми, как это имеет место в других знаковых системах – математике и музыке, например. Но даже Марр хотя бы ссылался на «палеонтологический анализ» и пытался обрести предметную основу языка. Видимо понимал, что без неё никак. А современных «языковедов» это не смущает.

По существующему мнению «обозначающее» (внешняя форма слов) и «обозначаемое» (содержание слов) связаны условно. При этом исследователи знаковой системы, какой является язык, не могут объяснить, что такое знак, и «среди ученых нет единого понимания знака в языке». То есть: нет понимания того, как связаны слова и названия вещей и явлений. Утверждают, что слова не имеют ничего общего с вещами и явлениями, которые эти слова обозначают.

Предмет исследования языкознания, тот «объект, который классики считали главным», объявлен несуществующим: если предмет языка нельзя предъявить, нельзя пощупать, то полагают, что и рассматривать предмет языка нет необходимости. При этом сравнивают язык с естественными науками: химией (где есть вещество), с биологией (где есть живая материя), с физикой (где есть качественное состояние материи). Почему-то никому в голову не приходит сравнить язык с точными науками, созданными человеком, которые (науки) не «саморазвиваются», а вполне себе создаются определёнными людьми, которые используют знаковую систему, созданную человеком.

Если бы про знаковую систему в математике или музыке говорили, что это «природное явление, не зависящее от человека, а математические расчёты и музыкальные сочинения порождаются в человеческом организме»? А про язык такое говорят, и при этом в научной среде, похоже, нет никого, кто бы возразил и назвал бы такие заявления невразумительными.

Если бы в языкознании знаковая система была определена, тогда все вопросы отпали бы сами собой. А кажущаяся «чудовищная сложность и противоречивость структуры языка» стала бы понятной.

И тогда у молодых учёных не было бы необходимости придерживаться той или иной «научной парадигмы», подстраиваться и изворачиваться, идти на сделку с совестью, предавать себя и науку, которой они занимаются.

О том, как устроен язык, и что такое предметная основа языка, автор данных строк написал в первом издании «Корнеслова», в 2008 году. Затем, в 2013 году вышло второе издание, куда вошел «Очерк исследования языка в свете истории языкознания», в котором красной нитью отмечена мысль, позволившая узнать устройство «предметного начала» языка, представленного в системе единичных звуко-буквенных знаков, составляющих совокупность языковых значимостей.

«Когда единичный звук, обозначенный знаком, имеет значение слова, … тогда не слово, составленное из нескольких единичных звуков, а единичный звук, имеющий значение слова, становится единицей языка. Такой звук-знак-слово составляет нечто центральное в механизме языка, а система звуковых значимостей составляет языковую структуру. Тогда единичный значимый звук становится основой, отправной точкой языкознания и составляющей системы языка» [Корнеслов. Лыкин И.Л. 2013 г., стр.176].

Язык, созданный человеком, был письменным от начала создания, так как единичный письменный знак и единичный речевой звук были сведены воедино и тождественны (звук=знаку). Только так язык мог быть создан и только так мог выполнять свои «общественные функции», сохраняя понятную всем пользователям смысловую основу и сохраняя устойчивость звуко-письменного знака, которым эта смысловая основа закреплена. В знаках присутствует мера, которая образует смысловую основу: знак, выраженный мерой, осуществляет перенос содержания предмета на его образ, который и создаёт умопостигаемое понятие. Если проще, то мера является предметным содержанием знака. Ничего сложного. Это предметное содержание и составляет предметную сущность языка.

По этому поводу исследователь мышления Л.С. Выготский (1896 – 1934) писал: «Особенностью создания слов является наличие смысловой системы, сочетающей внешнее, системное строение сознания, и смысловое, внутреннее. В этой смысловой системе внутреннее, отвечающее за образование понятий, обусловливает внешнее, но никак не наоборот. Поэтому операция употребления знаков лежит в основе развития высших психических функций, система которых образует высший психический синтез, называемый сознанием» [Выготский Л.С. Собрание сочинений. т. 4. – М.: Педагогика, 1984 г., стр. 364–367]. То есть: возникновение языка самым тесным образом связано с появлением знака в качестве основы мышления. Сначала появилось мышление, основанное на знаках, а только потом уже возник язык.

Как люди общались до того, как изобрели данный язык (язык-предок, прямым потомком которого является русский), говорить не имеет смысла. Может так, а может иначе. Это как рассуждать о том, как люди считали до того, как изобрели числа, или как сочиняли музыку до того, как изобрели ноты. То, что люди как-то общались до изобретения языка можно утверждать наверняка. И видимо у них возникали определённые трудности с качеством общения, иначе бы они не изобрели совершенный язык, который работает и сохраняет свою предметную основу спустя тысячи лет.

То, что теперь рассматривают языковеды, отражает только внешние проявления языка. А знаковая система, которая позволила описать мир словами и таким образом создать язык, выражает внутреннее строение слов. Соответственно слова имеют два значения - внешнее нарицательное и внутреннее - коренное.

С целью разъяснения устройства языка, ставшего основанием для языков индоевропейской языковой семьи, автором этих строк были написаны статьи, представленные на данном канале:

"Первичные смысловые начала (корнесловы) русского языка","Словообразование русского языка", "Система звуков русского языка, строение и смыслы", "Два значения слова: скрытое и явное", "Язык как система производства и передачи смысла".

К сожалению, наследники Марра и теперь на плаву. Они пишут научные труды, получают высшие научные звания. И таких "учёных" - десятки и сотни в нашем языкознании и тысячи и десятки тысяч по всему миру. Так же как Марр, они объясняют происхождение языка - нелепо и смешно:

«К началу нового тысячелетия обсуждение проблемы происхождения человеческого языка вышло на вполне научный уровень. На смену философским размышлениям о том, как мог бы возникнуть язык, пришел углубленный анализ данных этологии, нейрофизиологии, генетики, психолингвистики, археологии, антропологии и других наук, что позволяет реконструировать картину становления человеческого языка - хотя и не во всех подробностях, но зато с достаточно высокой степенью обоснованности» [С. А. Бурлак. «Происхождение языка: новые материалы и исследования». М., 2007 г.]. Вот так! Оказывается для выяснения способа создания языка нужно «перелопатить» данные нейрофизиологии, генетики, психолингвистики, археологии… Можно сказать, что дело Марра живёт и процветает.

А на самом деле для выяснения способа создания языка нужно разложить его на единичные составляющие и узнать их смысловое значение. Чтобы узнать значение знака, нужно узнать, какую меру применили для создания предметной основы этого знака. И это всё! Введением меры были созданы и знаки математики – числа, и знаки музыки – ноты, и даже знаки таблицы Менделеева – химические элементы.

В случае с числами мерой стал – один палец на руке человека, а общее число пальцев на руках стало обозначением кратности. В случае с музыкой мерой стала частота колебания звука и его длительность, для целой ноты (лат. nōta — «знак») длительность равна четырём ударам сердца. Кратность нот связана с головой человека (возможно – первым «музыкальным инструментом»), в которой два глаза, два уха, две ноздри и рот, всего – семь, что составляет общее число нот. В химии мерой для химических элементов таблицы Менделеева стал атомный вес атома водорода, взятый за единицу. Соответственно номер химического элемента в таблице – это его атомный вес, измеренный в атомах водорода. Атом же водорода стал «предметной основой» для химических элементов таблицы.

Проблема современных языковедов в том, что они не понимают, как человек мыслит. По их мнению, вероятно, мысли сами рождаются в мозгу как ответ организма на воздействие окружающей среды.

То, что мы теперь наблюдаем, а это касаемо не только языка, - это зыбкость бытия, расплывчатые и неупорядоченные образы, не позволяющие человеческому сознанию видеть за явлением предметность, - это и беспорядочные действия, сотрясающие и расшатывающие некогда стройное здание целесообразных связей и отношений, составляющих целостность мироздания.

Но так было не всегда. Потому что вначале, когда Великий Творец человеческий задумал создание знаковой системы, ставшей основой для создания языка, всё было иначе: Вначале была гармония, существующая в противопоставлении одного другому, создающая единое начало, дающее вещам единую суть, меру и смысл.

Автор: Лыкин И.Л.

© И. Л. Лыкин

#язык #корнеслов #языкознание #лингвистика #русский язык #мышление #языковедение #русский мир

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора: поставить лайки или подписаться.