Автор
Проблема
В последнее время в крупных городах России и мира резко возросло число преступлений, которые называют «социальной инженерией» (social engineering) или, в просторечье, мошенничеством (fraud). Большинство таких преступлений совершаются при помощи манипуляции с данными онлайн и интереса для психологии не представляют. Испокон веку людей грабили, обманывали и гипнотизировали. В таких случаях жертва преступления действовала рационально; ведь когда к виску приставлен пистолет, лучше отдать кошелек, чем жизнь и здоровье, а если вы поверили обманывающему вас человеку, то для вас ваши действия кажутся разумными. Что касается гипноза, то человека превращают практически в зомби на основании скорее законов физиологии, чем психологии. Но вот, например, такой случай из жизни.
Пожилая женщина, пенсионер и инвалид, будучи одна в квартире, получает звонок от «представителя пенсионного фонда» (тоже женщины) с предложением посетить ее и предложить целый ряд бесплатных социальных услуг. Несмотря на то, что за несколько дней до этого участковый лично предупредил ее о том, что в районе орудуют мошенники, женщина впускает «служащую фонда» в квартиру и совершенно сознательно и добровольно отдает ей все наличные деньги и семейные драгоценности. Лишь после ухода так называемой служащей пенсионерка начинает сомневаться в своих действиях и звонит участковому. Но слишком поздно. Возникает вопрос, почему человек в полном сознании и добровольно отдает свою собственность мошеннику, если до этого она хранила свои деньги и драгоценности в тайне даже от близких родственников? Ведь никакой угрозы для ее жизни и здоровья не было, она не была загипнотизирована, да и примененный к ней обман был шит белыми нитками. Действительно, представитель пенсионного фонда имеет основания попросить у клиента показать ему паспорт или пенсионное удостоверение, но вот когда он просит сверить номера купюр и отдать ему семейные реликвии — это никак не соответствует роли. Почему же пострадавшей не показались странными противоречия между действиями государственного служащего и его объективной ролью? В этом есть какая-то психологическая загадка.
Возникает ощущение, что в таких ситуациях человек действует сознательно, но в его сознании отключен разум. Приведу два определения слова «разум», наугад взятые из англоязычных словарей: «Разум — это способность сознательно применять логику, делая выводы из новой или существующей информации с целью поиска истины», и «Разум или рассуждение — это способ мышления, использующий логику и факты. Люди могут использовать разум, чтобы решить, что верно или лучше всего. Это не то же самое, что подчиняться традициям или эмоциям в решении того, что для тебя лучше или истинно. Говоря простым языком, это значит использовать голову вместо сердца». Выходит, что сознание и разум — не одно и то же. Можно действовать сознательно и осмысленно, но неразумно. Попробуем разобраться с точки зрения психологии, почему в такой ситуации разум человека как бы запутался в паутине и не может оказать влияние на сознательные действия человека, лишь бессильно «шевеля лапками».
Магическое мышление
Согласно современным исследованиям в психологии, в сознании современного человека содержится элемент, пришедший к нам из глубокой древности. Этот элемент — магическое мышление (ММ). ММ — это вера человека в то, что некоторые предметы, (например, фотография человека или кукла, названная его именем) магически связаны с человеком на любом расстоянии, и в то, что слово или намерение может само, без каких-либо затрат энергии человеком, превращаться в реальность. Вспомним книгу Бытия: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3-5). Люди тысячелетиями верили в магию слова и пытались управлять силами природы и другими людьми при помощи магических заклинаний. В сфере общения первоначально слово было не понятием, а стимулом, побуждающим слушающего к действию.
Это прямое воплощение сказанного слова (магического заклинания или приказа) в реальное поведение объединяет человека с животными. Ведь для антилопы звуковой сигнал другой антилопы о приближении хищника — это не сообщение, которое можно критически оценить и проверить на истинность, а реальное присутствие опасности и стимул к немедленному действию. В отличие от животных у человека появилась способность к рациональному (то есть руководимому разумом) мышлению, при котором человек отделяет речевое высказывание от реальности, рассматривая его как-бы со стороны, «взглядом ниоткуда». Из приказа к действию речевое высказывание превратилось в «модель» реальности, ее имитацию, которая может быть как истинной, так и ложной.
В результате сознание человека раздваивается. С одной стороны, мы имеем внутренний мир чувств и переживаний, в котором царит ММ. Чувства непроизвольны, они возникают и исчезают сами, связаны не физическими силами и не формальной логикой, а ассоциациями. Чувства человек переживает, а не оценивает. Но в «человеке-переживателе» живет и другой человек — «человек-наблюдатель». Разум и является таким наблюдателем. Когда мы в позиции «переживателя», мы не владеем собой и воспринимаем обращенное к нам высказывание как приказ, но в позиции наблюдателя мы критически оцениваем высказывание и можем принять или отвергнуть его. Обычно сообщение от других людей поступает к человеку-наблюдателю, оценивается им с точки зрения его истинности или полезности и затем либо отвергается, если оно невыгодно или нелогично, либо передается к человеку-переживателю, который действует в соответствии с содержанием сообщения (просьбы). Но бывает и так, что производитель высказывания разными способами отключает в нас «наблюдателя» и ухитряется доставить свое сообщение (просьбу, предложение) «контрабандой» прямо к нашему «переживателю». Этим и объясняется феномен «разума в паутине»: мы слышим или видим сообщение, понимаем его смысл, но не можем оценить его со стороны и сравнить с другими элементами сознания, такими как логика или наш прошлый опыт. Вместо этого мы действуем в соответствии с данным сообщением.
Бывает и так, что разум отключен лишь частично и человек понимает, что следовать сообщению или инструкции неразумно, но все-таки следует. Легче всего автору сообщения «продавить» невыгодное нам предложение сквозь критический барьер «наблюдателя», если «контрабандистом» сообщения являемся мы сами. Например, человек подумал о возможности купить машину, и средства есть, но «наблюдатель» говорит: «Не покупай, ведь твои водительские навыки несовершенны, на улицах пробки, машину парковать негде и обслуживать дорого, да и ездить общественным транспортом легче и быстрее, а тебе-пенсионеру — бесплатно». Но свой человек-переживатель рядом, мысль купить машину проникает к нему, минуя «наблюдателя», и превращается в желание — стимул к действию. «Переживатель» побеждает «наблюдателя», но быстро убеждается, что ошибся. Через пару лет мучений на дорогах человек продает машину с большим убытком. В конечном итоге разум победил, но какой ценой! Такое же может случиться и с сообщением, идущим со стороны, когда вера «переживателя» в магическую силу сообщения пересиливает в человеке критическое мышление «наблюдателя» и мы принимаем заведомо нелепые предложения.
Итак, переживание обращенного к нам сообщения как приказа к действию затаилось в глубине сознания и проявляется тогда, когда мы, вопреки разуму, добровольно подчиняемся невыгодным для нас предложениям. В обычной речи этот психологический феномен известен как внушение, но его психологический механизм стал понятен только с доказательством присутствия в нашем сознании ММ — отождествления слова с реальностью. ММ — тот «психологический порох», на который падает «искра» внушающего воздействия. Без искры порох не взорвется, а без пороха искра потухнет.
Но одного ММ в сочетании с внушающим воздействием для действенного внушения недостаточно. Мы регулярно слышим и читаем разные ложные и невыгодные для нас сообщения и просьбы, но далеко не все из них воспринимаем как стимул к действию. Для того чтобы «искра» пробила критику «наблюдателя» и добралась до «пороха», она должна быть достаточно сильной. Для этого сообщение должно исходить от человека или организации, в авторитет которых воспринимающий сообщение верит. Ведь изначально ММ было верой в магическую силу слова не всякого человека, а вождя, колдуна или знахаря. Когда мы поддаемся внушению, мы воспринимаем сообщение, как если бы оно было высказано самим Богом, а Бог, как известно, не ошибается. Для маленького ребенка взрослый кажется почти Богом, поэтому дети особенно подвержены внушению и подражают даже тем действиям взрослого, которые сами же называют ошибочными [1]. Высказывание, которое взрослым воспринимается как шутка, дети могут воспринять как реальность. Не случайно следователи, которые расследуют случаи мошенничества, часто замечают, что взрослые жертвы мошенников «становятся как дети». Для взрослого же статусным человеком может быть и психолог-экспериментатор.
Так, в эксперименте американского психолога Стэнли Милгрэма [2] взрослым участникам предлагали обучать других участников некоторым навыкам, а за неуспешные действия наказывать ударом электрического тока. Чем чаще ошибался «ученик», тем сильнее должен быть удар током. В одном из условий этого эксперимента 62% «учителей» последовали совету экспериментатора и продолжали усиливать шок практически до смертельного уровня в 450 вольт. «Учителя» не знали, что «ученики» были сообщниками экспериментатора и не получали ударов током, а лишь имитировали ощущение боли. Было видно, что с определенного момента эксперимента поведение участников утратило признаки согласия на сотрудничество с экспериментатором: участники проявляли признаки беспокойства, спорили с экспериментатором, но продолжали подчиняться. По словам самого Милгрэма, «нечто подобное полям или силам… оказывает контролирующее воздействие на деятельность субъекта». Однако психологическая природа этих «полей или сил» оставалась неясной.
Что же мешало «учителям» просто прекратить эксперимент и не подчиняться требованию экспериментатора продолжать усиливать удары током? Поскольку выход из эксперимента не влек за собой потерю материальной выгоды, а участники не были связаны с экспериментатором какими-либо личными обязательствами, единственным правдоподобным объяснением их нежелания прекратить повышение напряжения тока была их подсознательная вера в то, что требование экспериментатора есть «приказ от Бога», который не может быть нарушен, как не мог быть нарушен приказ библейским Авраамом, которому Бог приказал принести в жертву своего любимого сына (Быт. 22:1-19). Вот уж поистине «разум в паутине». «Но откуда взялась такая вера у современных людей?» — спросит читатель.
ММ в историческом экстерьере
Для ответа на этот вопрос заглянем в историю человечества. На заре человечества люди стали подчиняться своим лидерам не из покорности грубой силе, а потому, что отождествляли лидеров с божественными силами. В обществах животных доминантный самец должен постоянно бороться за свое превосходство и теряет это положение с возрастом. Напротив, короли имеют право на власть, санкционированное Богом, и передают это право своим наследникам. В отличие от повиновения грубой силе, повиновение Богу безоговорочно, так как слово Бога и реальность — одно и то же. С наступлением рационально-научной идеологии светские источники власти (врач, священник, политический деятель) отделились от богов и стали доступны критическому мышлению людей. Тем не менее, подсознательное отождествление светской власти с божественными силами все еще может вызывать повиновение. Это подсознательное отождествление авторитета с высшими силами и дает психологическое объяснение социальным феноменам, которые иначе выглядят загадочными. Одним из таких загадочных феноменов является приведенный выше феномен подчинения авторитету психолога-экспериментатора.
В принципе, любое сообщение, которое мы направляем другим людям, является интервенцией (вмешательством) в их жизнь и рассчитано на то, чтобы добраться до их человека-переживателя и воздействовать на их поведение так, чтобы оно соответствовало нашим целям. В этом смысле все осуществляющие интервенцию являются «терапевтами», а объекты интервенции — «клиентами». Так, «терапевтом» может быть:
- политик, обещающий улучшить нашу жизнь, если мы проголосуем за него;
- религиозный лидер, обещающий, что присоединение к его вере обеспечит нам рай после смерти;
- бизнесмен, желающий, чтобы мы купили его продукт;
- доктор, лечащий за деньги;
- психотерапевт, предлагающий решить наши психологические проблемы не бесплатно;
- и, конечно же, «терапевтом» может притвориться и преступник.
Но не все «терапевты» являются манипуляторами.
Магическая манипуляция сознанием
Под магической манипуляцией сознанием мы будем понимать интервенцию, целью которой является отключить разум и достать непосредственно «человека-переживателя». Магическую манипуляцию надо отличать от обычной манипуляции, которая основана на принуждении (например, когда один партнер по браку манипулирует другим, используя силу мускулов или закона).
Как уже говорилось, в современном индустриальном обществе нормальным способом интервенции является обращение к человеку-наблюдателю, рассчитанное на логическую оценку интервенции воспринимающим. Этим рациональное общение отличается от манипуляции. Например, когда знахарь в традиционных племенных обществах выполняет магические ритуалы над больным, эффект излечения достигается благодаря вере больного в то, что знахарь обладает магическими способностями. Напротив, в современном мире доктор обязан рационально объяснить пациенту, почему прием определенных лекарств принесет ему излечение. Однако ММ современных людей проявляется и в медицине, в форме эффекта плацебо.
Эффект плацебо достигается, когда пациенту дают капсулу, наполненную водой, и говорят, что капсула содержит лекарство, от которого ему станет легче. Иногда после приема такой капсулы у пациента действительно наступает улучшение. Удивительно, но улучшение в психологическом состоянии может наступить даже в том случае, если пациенту открыто говорят, что капсула содержит не лекарство, а воду, но все равно ему станет легче (так называемый эффект «плацебо без обмана») [3]. Это показывает, что хотя «наблюдатель» пациента понимает, что принимаемая внутрь жидкость не может принести облегчения, сообщение доктора о том, что жидкость принесет облегчение, проходит сквозь «наблюдателя» и попадает к «переживателю», который верит в магическое превращение слова врача в реальность. Такое превращение и есть эффект плацебо. Хотя плацебо не работает в серьезных заболеваниях, он приносит клинически ощутимый эффект в облегчении боли и других негативных субъективных состояний. Да и в обычном общении мы часто испытываем эффект «плацебо в миниатюре». Например, если кто-то нам скажет, что сегодня мы попадем в аварию на дороге, наш внутренний «наблюдатель» этому не поверит, но «переживатель» все равно испытает неприятное ощущение, как если бы это необоснованное предсказание реально произошло. Так же непроизвольно проникают к нашему «переживателю» необоснованные осуждения или похвалы посторонних и незначимых для нас людей. К счастью, такие эффекты слишком слабы чтобы повлиять на наше поведение.
Эффект плацебо показывает, что магическая манипуляция может действовать и тогда, когда интервенция производится в форме обычного, не магического, внушения. С целью проверить это предсказание, участники психологического эксперимента (студенты и сотрудники университета) были разделены на две группы [4]. Участникам одной группы говорили, что профессиональная ведьма готова наложить на них магическое заклинание, которое повлияет на их будущую жизнь с целью улучшить или ухудшить ее. Участникам другой группы предлагали то же сообщение, однако на этот раз свободное от магической мифологии. Участникам говорили, что если экспериментатор увеличит или уменьшит число единиц на экране компьютера (например, превратит 111 в 111111 или наоборот), то число трудных проблем в будущей жизни участника увеличится или уменьшится пропорционально. В обеих группах участники рассуждали рационально и утверждали, что ни заклинания ведьмы, ни манипуляции с цифрами на экране не повлияют на их жизнь. Однако на практике обычное внушение действовало так же, как и магическое: участники разрешали хорошее заклинание и уменьшение числа единиц на экране, но запрещали плохое заклинание и увеличение числа на экране. Эти данные подтвердили предсказание, что обычное внушение, как и магическое, работает на основе скрытого в нашем сознании ММ: веры в то, что словесное высказывание авторитетного для нас человека может, вопреки логике, непосредственно превращаться в реальность.
Первыми в истории «терапевтами» были маги и боги, а понятие внушения, как и некоторые другие современные понятия (например, телекинез или синестезия), выросло из древней магии, изменив форму, но не содержание.
Техники магической манипуляции сознанием
Каким же образом «терапевтам» удается опутать разум «клиента» паутиной и добраться до «человека-переживателя»? Для этого используются особые техники, цель которых активизировать ММ. Достигается это тем, что «терапевты» имитируют людей, обладающих особыми способностями или возможностями: государственных служащих, представителей закона, служащих банков, крупных бизнесменов и т.п. (Условие 1 активации ММ — доверие к «терапевту».) Одновременно, они деактивируют рациональное мышление посредством возбуждения сильных эмоций, адресуясь к хорошо изученным склонностям человека (его увлечениям, пристрастиям и чувствам), например сообщив, что близкий родственник попал в аварию, и если ему сейчас не помочь, то он может погибнуть (Условие 2 активации ММ — высокая цена за применение рационального мышления и отказ или отсрочку действовать в соответствии с предложением «терапевта».) Имеются и другие техники. В результате разум человека временно деактивируется и человек впускает «терапевта» в мир своего «человека-переживателя». Вот несколько общеизвестных примеров «социальной инженерии».
Экономика
Так называемая «схема Понци» — финансовая организация платит проценты своим инвесторам из нового капитала, вложенного в организацию новыми инвесторами, а не из прибыли, заработанной организацией [5]. Такая схема, или пирамида, со временем обрушивается, поскольку поддержание высоких процентных ставок требует постоянно растущего потока средств от новых инвесторов. Инвесторы заманиваются в пирамиду, поскольку (1) они верят в необычные способности руководителя пирамиды достичь быстрого обогащения и (2) цена за сомнение в такой вере высока (потеря уже вложенных средств и надежды на быстрое и легкое обогащение).
Психоанализ
В психоаналитической терапии ключевой чертой к успеху является так называемый «эффект переноса», когда пациент начинает рассматривать аналитика как обладающего необычными способностями и доверять ему. Как пишет один из авторов: «Восприятие пациентом терапевта и ожидания от терапевта становятся необычайно высокими и не адекватными реальности» [6, c. 39]. Это обеспечивает условие 1 для реактивации ММ — веру в необычные способности терапевта. Условие 2 — высокая цена за отсутствие безусловного доверия — обеспечивается требованием, согласно которому «пациенты должны быть сильно мотивированы преодолеть свои трудности» [там же, с. 40]. В результате пациент может стать объектом магической манипуляции и принять на веру любые, даже самые произвольные интерпретации его высказываний терапевтом.
Нейролингвистическое программирование (НЛП)
В психотерапии, известной как НЛП, первым актом терапии является установление отношений доверия, или раппорта, между терапевтом и клиентом. Такого доверия клиента терапевт добивается при помощи подстройки к клиенту и зеркального отображения его вербальных и невербальных действий. Например, если клиент обладает кинестетической системой репрезентации мира в своем сознании, терапевт строит все коммуникации с клиентом на основе кинестетических предикатов и таким образом заставляет клиента почувствовать, что терапевт способен понимать его и помочь ему в его проблемах [7]. Добившись доверия клиента, терапевт создает условие 1 для реактивации ММ: клиент верит, что терапевт обладает необычными способностями и может решить его проблемы. Цена за отказ от веры в необычные способности терапевта обеспечивается потерей надежды клиента на избавление от мучающих его проблем. Это создает условие 2 для высвобождения ММ у клиента. Основатели НЛП утверждают, что НЛП может лечить широкий круг физических и умственных заболеваний, таких как нарушения способности к обучению, фобии, шизофрения, синдром раздвоения личности, депрессия и посттравматический стресс [8]. В то время как некоторые из этих состояний (например, фобии) действительно могут быть облегчены или излечены на основе эффекта плацебо, многочисленные проверочные исследования не подтвердили претензию НЛП на терапию более серьезных заболеваний (например, шизофрении) и характеризуют НЛП как псевдонауку или квазирелигию [9].
Границы применения магической манипуляции
Психоанализ, НЛП и некоторые другие виды психотерапии могут быть полезными видами интервенции в облечении клинических состояний, основанных на субъективных ощущениях пациентов (таких как стресс или фобии), поскольку облечение таких состояний наступает благодаря эффекту плацебо. Но если психотерапия пересекает определенную границу (например, отрицает психиатрическое заболевание как требующее применения лекарств), она может быть потенциально опасной для пациента, поскольку она отвлекает его от лечения средствами традиционной медицины. Магической манипуляции могут подвергаться не только индивиды, но и группы.
Магическая манипуляция сознанием групп и масс
Религия
В ноябре 1978 г. американский религиозный лидер организации «Народный храм» Джеймс Джонс убедил 909 своих последователей совершить самоубийство в Джоджтауне, Республика Гайана.
В 1993 г. лидер религиозной секты, базирующейся в Вако, штат Техас, Дэвид Кореш убедил своих последователей сражаться до трагического конца против осаждающих их ферму агентов ФБР.
В марте 1997 г. лидеры религиозной организации, верящие в реальность НЛО, базировавшейся в Сан Диего, Калифорния, Маршал Апплвайт и Бонни Неттлз убедили 39 членов этой организации совершить самоубийство с целью переместится на инопланетный космический корабль, следующий за кометой Хойле — Боппа.
Во всех приведенных случаях наблюдались оба условия, делающие возможной магическую манипуляцию: (1) последователи верили в необычные способности своих лидеров и (2) цена за сомнение в такой вере была очень высока (вечное проклятие или потеря возможности спасти свои души).
Политика
Магическая манипуляция сознанием масс часто (хотя и не всегда) используется в политике, но в данный исторический момент примеры такой манипуляции так сильно заряжены эмоционально, что их обсуждение скорее отвлекло бы читателя от сути статьи, чем способствовало ее пониманию. Поэтому ограничусь ссылкой на свою более раннюю работу, опубликованную в 2013 году [10].
Террор
Анализ психологии японских камикадзе («святой ветер»), действовавших в период Второй мировой войны, показал силу их веры в магическое, учитывая то, что камикадзе были добровольцы, жертвовавшие своей жизнью ради священной цели и ожидавшие награды в посмертной жизни [11].
Антропологические исследования суицидального терроризма сегодня показывают, что в основе этого вида терроризма лежат «священные ценности», которые превосходят по силе своего влияния экономические и другие материальные стимулы. Было показано, что большинство палестинских суицидальных террористов не отличались от обычных жителей своего этноса, однако «все были глубоко религиозны, веря, что их действия санкционированы священными откровениями ислама» [12, p. 1537].
Техники «промывания мозгов» для подготовки суицидальных террористов основаны на магической манипуляции: жертв такой подготовки заставляют поверить, что (1) их действия контролирует сверхмощная сила (Бог) и (2) цена за сомнение в такой вере очень велика (потеря возможности стать мучеником и попасть в рай).
Тренинг «Общение «без страха и упрека». Развитие навыков ассертивного поведения
Защита от магической манипуляции
Правило 1. Практика показывает, что само по себе предупреждение потенциальных жертв магической манипуляции об опасности не работает. Необходимо объяснять людям, что манипуляторы будут наносить первый удар по их чувствам и эмоциям, таким как страх потери близких, желание стать объектом заботы или жажда быстрого обогащения.
Если вы чувствуете, что «терапевт» вызвал у вас страх или страстное желание чего-то, возможно, вы станете объектом магической манипуляции.
Правило 2. Помните о том, что в вашем подсознании ММ еще живет.
Когда «терапевт» (государственный служащий, психотерапевт, коммерческая организация, политический или религиозный лидер) пытается завладеть вашим доверием, помните, что ваше доверие может выйти за грань обычного уважения и перерасти в веру в магические способности «терапевта».
Чтобы этого не произошло, всегда обращайте внимание на методы, с помощью которых «терапевт» пытается завладеть вашим доверием. Проверьте, приводит ли «терапевт» рациональные аргументы того, почему ему можно доверять, или же взывает к вашим чувствам и эмоциям, утверждая, что он обладает необычными способностями.
Если «терапевт» делает упор на свои экстраординарные способности, природа которых вам непонятна, возможно, что вы стали (или станете) объектом магической манипуляции.
Правило 3. Обратите внимание на просьбу о безусловном доверии.
Обычно для установления доверительных отношений с клиентом требуется лишь уважительное отношение клиента к просьбам «терапевта», при этом клиенту не запрещается критиковать «терапевта» и задавать вопросы. Однако иногда «терапевт» требует от клиента безусловного доверия, заявляя, что иначе терапия не сработает. Если клиент соглашается на установление безусловного доверия, он теряет право подвергать высказывания «терапевта» сомнению.
Если «терапевт» требует от вас безусловного доверия, возможно, что вы стали (или станете) объектом магической манипуляции.
Правило 4. Следите за проявлением в поведении «терапевта» признаков амбициозного превосходства.
Если «терапевт», сознательно или неосознанно, стремится магически манипулировать клиентом, он может ненамеренно выдать такое желание, подчеркивая свое физическое, умственное или нравственное превосходство над вами или свой общественный статус. Если на любой стадии терапии вы почувствуете, что «терапевт» возвеличивает себя над вами или подчеркивает свои особые заслуги, возможно, что вы стали (или станете) объектом магической манипуляции.
Правило 5. Отслеживайте возможность прервать терапию в любой момент и посоветоваться с третьим лицом.
Во время терапии вам должна быть предоставлена возможность прервать терапию и выйти из нее без особых последствий для вас. Например, вы просите прервать телефонный разговор или личную встречу, чтобы подумать и посоветоваться.
Если «терапевт» препятствует возможности для вас прервать терапию или делает такую возможность слишком трудной для вас (например, вы теряете большие деньги, возможность излечиться от серьезного заболевания или попасть в рай после смерти), вероятно, что вы стали (или станете) объектом магической манипуляции.
Правило 6. Никогда не поддавайтесь давлению.
Иногда во время терапии «терапевт» просит вас делать какие-то упражнения, которые вас смущают (например, действия, нарушающие общепринятые моральные или сексуальные запреты). Тем не менее, «терапевт» настаивает, утверждая, что совершение таких действий необходимо для успеха терапии.
Если когда-нибудь во время терапии у вас появляется внутренний моральный конфликт с требованиями «терапевта», возможно, что вы стали (или станете) объектом магической манипуляции.
Правило 7. Всегда взвешивайте «за» и «против» заранее.
До того как вы подпишете контракт с «терапевтом» или впустите его в свой дом, хорошо подумайте, свободна ли эта терапия от возможности магически манипулировать вами:
- достижимы ли обещанные вам «терапевтом» результаты?
- пропорциональна ли цена за терапию обещанным результатам?
- объясняет ли «терапевт» вам принципы и технику терапии?
- кажется ли вам «терапевт» честным и порядочным человеком?
- слышали ли вы что-нибудь позитивное об этой терапии от людей, которым вы доверяете?
Если ответ на любой из этих вопросов отрицательный, следуйте правилам 1–6.
Литература
- Субботский, Е. В. (2010). Генезис личности: Теория и эксперимент. Смысл.
- Milgram, S. (1992). The individual in a social world: Essays and experiments (2nd ed.). McGraw-Hill.
- Kaptchuk, T. J., Friedlander, E., Kelley, J. M., et al. (2010). Placebos without Deception: A Randomized Controlled Trial in Irritable Bowel Syndrome. PLoS ONE.
- Subbotsky, E. (2007). Children’s and adult’s reaction to magical and ordinary suggestion: Are suggestibility and magical thinking psychologically close relatives? British Journal of Psychology, 98, 547-574.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Понци,_Чарльз
- Arlow, J. A., Psychoanalysis. In Corsini, R. & Wedding, D.,1989. Current psychotherapies, 4-th ed. Peacock Publ.
- Grinder, J., Bandler, R. (1976). The structure of magic II. Penguin.
- Bandler, R., Grinder, J., Andreas, S. (eds.) (1979). Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming, Real People Press.
- https://en.wikipedia.org/wiki/Neuro-linguistic_programming#cite_note-Bandler_.26_Grinder_1979-21
- Субботский, Е. В. (2013). Россия в наколдованном сне. Психолог, 10, 40-83. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=11353
- Иванов, Ю.Г. (2001). Камикадзе: Пилоты-смертники. Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане. Русич.
- Atran, S. (2003). Genesis of suicidal terrorism. Science, 2999, 1534-153.
Субботский Евгений Васильевич
доктор психологических наук, доцент. Профессор (эмеритус) департамента психологии Университета Ланкастер (Великобритания). Член Британского Психологического общества. Чартерный психолог.
Ведущий рубрик «Психология развития» и «Теория и методология» журнала «Культурно-историческая психология».
Москва