Найти в Дзене
Мир кораблей

Нереализованные амбиции Императорского флота. Сверхтяжёлые крейсеры Yoshino

Оглавление

И Вашингтонский договор от 1922 года, и Лондонский от 1930 подразумевали сокращение и лимитирование военно-морского флота крупнейших держав. Условия этих договоров не позволяли флоту Японии достичь паритета с американским флотом, так как они предусматривали соотношение 5 к 3 по тоннажу и количеству линейных сил.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-2

А с 1905 года вся японская военно-морская доктрина под названием «Кантай Кэссэн» основывалась на генеральном сражении, в котором и будут уничтожены основные силы флота противника, как это произошло в Цусимском проливе в русско-японской войне. В том числе, по этой причине морской генеральный штаб сделал ставку не на количественное, а на качественное превосходство и стратегию. И во многом такой подход принёс свои плоды — в частности, Япония на момент вступления во Вторую мировую войну имела больше всего авианосцев, многие из которых превосходили американские.

Что касается стратегии, то в штабе прекрасно понимали, что прямое столкновение с американским флотом в генеральном сражении обернётся форменным самоубийством. По количеству линейных кораблей американские ВМС имели численное превосходство. Причём, если #Япония обладала всего десятью линейными кораблями, введенными в строй с 1913 по 1918 год (за исключением двух линкоров типа Nagato), то Тихоокеанский флот США насчитывал девять линкоров, а ещё 7 могли быть переброшены из Атлантики.

Сравнение размеров крейсера проекта «B-65» и кораблей Императорского флота Японии. Одно из его предполагаемых названий Yoshino — в честь горы Ёсино, расположенной в одноименном городе в префектуре Нара
Сравнение размеров крейсера проекта «B-65» и кораблей Императорского флота Японии. Одно из его предполагаемых названий Yoshino — в честь горы Ёсино, расположенной в одноименном городе в префектуре Нара

Поэтому в японском штабе разработали план: ослабить основные силы американского флота внезапным ночным ударом перед генеральным сражением. Реализация возлагалась на 2-й флот под командованием адмирала Кондо, в составе которого с сентября 1941 года находились линкоры Kongō («Конго») и Haruna («Харуна»), 4-я дивизия крейсеров и 8 эсминцев. По плану линкоры и тяжёлые крейсеры прорывали кольцо охраны противника, после чего в действие вступали эсминцы и наносили массированный торпедный удар по вражеским кораблям. Так как линкоры типа Kongō обладали низкой скоростью хода и не отвечали в полной мере поставленным задачам, было решено построить 4 новых сверхтяжёлых быстроходных крейсера с мощным вооружением и защитой.

Лучше, чем Alaska

В начале 1940 года японская разведка доложила Генеральному штабу, что в США проектируют тяжелые крейсеры типа Alaska с проектным водоизмещением около 27 000 тонн, скоростью более 30 узлов и 12-дюймовыми орудиями.

Тяжёлый крейсер USS Alaska в тренировочном походе, август 1944 года. Фотография сделана с борта линкора USS Missouri
Тяжёлый крейсер USS Alaska в тренировочном походе, август 1944 года. Фотография сделана с борта линкора USS Missouri

Эта информация определила основные требования к проекту сверхтяжёлого крейсера, который должен был превосходить новейшие американские большие крейсеры. На основании полученного технического задания в июле 1940 года началась разработка проекта «В-65». Более того, в бюджет судостроительной программы на 1942-1943 годы «заложили» средства для строительства двух кораблей по данному проекту.

В ноябре 1941 года работы над «В-65» временно приостановили, так как японская судостроительная промышленность не справлялась с текущими заказами, а ситуация на Тихоокеанском ТВД требовала скорейшего ввода в строй авианосцев типа Shōkaku, лёгких типа Zuihō, а также двух уже заложенных линейных кораблей типа Yamato. После того, как в битве при Мидуэе Императорский #флот потерял половину своих авианосцев, стало ясно, что необходимость в сверхтяжёлых крейсерах отпала из-за изменения стратегии. Вследствие этого все работы над «В-65» прекратили.

Броня — это надёжно

Проект предусматривал гладкопалубный корпус с высоким форштевнем длиной 246 метров при полном водоизмещении в 35 000 тонн. Так как предполагалось, что крейсеры «В-65» будут участвовать в артиллерийских дуэлях не только со своими одноклассниками, их броня должна была «держать» 12-дюймовые снаряды на дистанции 20 км.

Проекции корпуса крейсера проекта «B-65», чертёж Хаджиме Фукаи
Проекции корпуса крейсера проекта «B-65», чертёж Хаджиме Фукаи

Главный броневой пояс должен был иметь толщину 190 мм, но с учетом того, что листы располагались под отрицательным углом в 20 градусов, фактическая толщина брони равнялась 241 мм. В подводной части толщина пояса составляла 190 мм, и он закрывал порядка 60% длины корпуса — от передней носовой башни ГК до кормовой. Для облегчения массы верхняя палуба должна была выполняться из неброневой стали, но в совокупности с бронированной средней достигалась защита от прямого попадания авиационной бомбы массой 800-1000 кг.

В отличие от крейсеров типа Alaska, на японских крейсерах предусмотрели и очень мощную противоторпедную защиту, способную выдержать попадание торпеды или 12-дюймового снаряда ниже ватерлинии. По всей длине корпуса проходила противоторпедная переборка из бронестали толщиной 50 мм, аналогичная той, что использовалась на линкорах типа Yamato. За основной броневой переборкой была еще одна герметичная переборка из неброневой стали, предотвращающая затопление котельных и машинных отделений в случае пробития торпедой основной защиты.

Современная реконструкция возможной схемы бронирования и ПТЗ сверхтяжёлого крейсера проекта «B-65». Сечение по 1-й башне главного калибра
Современная реконструкция возможной схемы бронирования и ПТЗ сверхтяжёлого крейсера проекта «B-65». Сечение по 1-й башне главного калибра

На крейсеры проекта «В-65» предполагалось установить четырёхвальную паросиловую главную энергетическую установку мощностью 170 000 л.с. Проектная скорость составляла 34 узла, а дальность хода (с запасом в 4540 тонн мазута) при экономичном 13-узловом ходе достигала бы 8000 миль.

Главный калибр

Специально для описываемых крейсеров планировалась разработка 310-мм орудия «Тип 0» со стволами длиной в 50 калибров и дальностью стрельбы до 33 км (при максимальном угле возвышения 45 градусов). Вооружение должно было включать три трёхорудийные артиллерийские установки.

Башенная установка с орудиями 310 мм/50 «Тип 0». Две башни находились в носовой части корабля и одна на корме. Эти орудия не были доведены даже до стадии прототипа. Если бы проект был завершён, крейсеры проекта «B-65» получили бы самые мощные орудия из всех японских крейсеров в истории
Башенная установка с орудиями 310 мм/50 «Тип 0». Две башни находились в носовой части корабля и одна на корме. Эти орудия не были доведены даже до стадии прототипа. Если бы проект был завершён, крейсеры проекта «B-65» получили бы самые мощные орудия из всех японских крейсеров в истории

Эти орудия являли собой облегчённую версию 460-мм орудий «Тип 94», которыми вооружался Yamato, и могли использовать мощные бронебойные снаряды массой в 560 кг. Так как сверхтяжёлые крейсеры задумывались для скоротечных ночных боёв, а не для генеральных сражений, то планируемый боекомплект насчитывал всего 60 снарядов на ствол.

Дополнительное вооружение

Для решения универсальных задач #крейсеры должны были оснастить также восемью спаренными артиллерийскими установками калибром 100 мм, которые планировалось установить в центральной части корпуса. Эти универсальные орудия были одними из лучших в своем классе и разрабатывались для эсминцев ПВО типа Akizuki. При боевой скорострельности 19 выстрелов в минуту они могли эффективно поражать воздушные цели на высоте до 15 км и морские на дальности до 20. Однако орудия не были лишены недостатков, главными из которых была низкая живучесть ствола и отсутствие радиовзрывателей у снарядов.

Кормовые 100-мм артиллерийские установки «Тип 98» модель А одного из эсминцев типа Akizuki
Кормовые 100-мм артиллерийские установки «Тип 98» модель А одного из эсминцев типа Akizuki

ПВО ближнего действия должна была быть представлена шестью спаренными или четырьмя строенными установками 25-мм зенитных автоматов и 4 пулеметами «Тип 93» калибра 13.2 мм. В 1940 году такое вооружение ещё могло противодействовать вражеским самолетам, но если бы эти крейсеры вступили в строй позже, их ПВО оказалась бы бессильна против стремительно усиливающейся авиации.

610-мм торпеда Тип 93. 1 — боевая часть, 2 — бак с окислителем, 3 — топливный бак, 4 — технический отсек, 5 — приводы рулей направления и глубины, 6 — гребные винты
610-мм торпеда Тип 93. 1 — боевая часть, 2 — бак с окислителем, 3 — топливный бак, 4 — технический отсек, 5 — приводы рулей направления и глубины, 6 — гребные винты

Крейсеры проекта «В-65» должны были нести по два поворотных четырехтрубных торпедных 610-мм аппарата с каждого борта, предназначенных для стрельбы торпедами «Тип 93». Аппараты планировалось установить в кормовой части в специальных подпалубных нишах. И скорее всего, впоследствии их пришлось бы переносить, так как это создавало опасность уничтожения всего корабля одним единственным выстрелом — торпедные аппараты с торпедами располагалась рядом с авиатопливными цистернами и вооружением для самолётов.

В целом, несмотря на явную слабость зенитного вооружения (эта черта характерна для всех кораблей предвоенного периода), проект сверхтяжёлых крейсеров можно считать вполне удачным и жизнеспособным. Однако узнать, оказали бы они существенное влияние на происходящее или повторили бы судьбу Yamato и Musashi, невозможно. Ведь, как известно, история не знает сослагательного наклонения

-10

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: