Самое сложное, непонятное и постоянно меняющееся задание в ЕГЭ - эссе по графикам. Можно его любить или ненавидеть, а на экзамене написать придется. В этой статье я подробно и простыми словами расскажу, как подступиться к написанию эссе и не потерять на нем баллы.
🇺🇸 Всем Hello! Меня зовут Катерина, я — преподаватель английского языка.
Я не только веду этот блог, но и провожу индивидуальные онлайн-занятия. На моих уроках интересно, весело и комфортно: я исправляю ошибки максимально бережно, а также слежу за вашим уровнем мотивации — в общем, учу так, как хотела бы, чтобы учили меня. Вы и не заметите, как станете понимать носителей и смотреть фильмы в оригинале!
👉🏻 Запишитесь на урок и подарите себе свободу говорить на английском.
В чем суть эссе по графикам?
Вы (ученик) где-то нашли статистические данные (все эти таблички, диаграммы и графики) и хотите их описать, сравнить и противопоставить, а потом выразить свое видение проблемы, которая так или иначе связана с найденными данными.
Если совсем просто, то нужно сказать, что вы видите на графиках, а потом нафантазировать проблему и решить ее. На все про все у нас есть 200-250 слов. Можно немного отклоняться от нормы и использовать 180-275 слов, но за эти рамки точно выходить не следует.
В этой статье я постараюсь объяснить все простыми словами. К сожалению, тут нам не обойтись без трехэтажных формулировок заданий, которые вам встретятся в КИМах. Их нужно знать и понимать, но для себя проговаривать простыми и понятными словами, в чем я вам помогу.
Первый абзац
Начинаем со вступления. В задании вы прочитаете такую формулировку: “make an opening statement on the subject of the project work” - не пугайтесь. Здесь вам надо придумать и написать две вещи:
- вводное предложение по теме эссе. В данном случае подойдет любая вода по теме чтения типа “чтение расширяет кругозор”, “позволяет нам развиваться” - что в голову придет. Главное следите, чтобы предложение было сложным - чтобы было несколько основ или однородных членов предложения. Людей встречают по одежке, а эссе - по вводному предложению.
- цель вашего проекта. Напишите, что хотите проанализировать. Для этого смотрим на первый жирный курсив, которым выделена часть предложения из задания - “what book genres are popular among teenagers in Zetland”.
Небольшой лайфхак: В идеале можно даже перефразировать (то есть сказать то же самое, но синонимами). Официально этого не требуется, но если вы будете на протяжении всего эссе использовать одни и те же слова, не заменяя их синонимами, с вас снимут несколько баллов. Я напишу “what book types are popular with adolescents in Zetland”, то есть вместо “teenagers” у меня “adolescents”, а вместо “book genres” будет “book types”.
Поехали писать первый абзац по схеме “вода (из головы) + что анализирую (из задания)”. Вы можете использовать одни и те же слова в эссе про книги, поиск работы и путешествия. Его мы просто запоминаем.
Reading books expands our knowledge and makes us grow mentally, emotionally and psychologically. My research aims at analyzing the found data on what book types are popular with adolescents in Zetland, giving my personal opinion on the topic of reading.
Чтение книг расширяет наши знания и заставляет нас расти умственно, эмоционально и психологически. Цель моего исследования - проанализировать найденные данные о том, какие виды книг пользуются популярностью у подростков в Зетланде, высказать свое личное мнение по теме чтения.
Второй абзац
В задании нам говорят: “select and report 2–3 main facts”. Этот пункт очень спорный. Иногда в описании задания слово “facts” (утверждение/факт) заменяли на слово “features” (деталь/черта), но суть остается та же. Нужно выбрать два-три факта из графика и описать их словами. Если у вас высокий уровень языка, можете обобщить все данные своего графика и распределить их в два-три утверждения. Это сложно, даже на русском языке не у всех бы сразу получилось. Если уровень не позволяет свободно разбрасываться словами, просто выберите любые 2-3 утверждения. Разницы в баллах у моих учеников тут не было, хотя кто-то писал с низким уровнем языка по-простому, а кто-то мог позволить себе разгуляться. Главное делать то, что просят в задании.
В этой части эссе я скажу, что большинство подростков предпочитают книги Х (первые три строчки с большими процентам), а меньшинство - книги Y (остальные две строчки, где процентов всего ничего).
Я буду по разному называть читателей (readers), чтобы у меня не отняли баллы за повторения. Могу использовать слова “the interviewed” (интервьюируемые), “respondents” (опрошенные). Слово “books” (книги) использую наряду с “stories” (истории/рассказы) и “novels” (романы). Совсем скоро в моем блоге выйдет статья о том, как избежать повторений в эссе, не пропустите.
As it is evident from the table, the majority of the interviewed prefer reading books with exciting plots, such as adventure books, detectives, spy war stories and sports stories with its motivating messages. Secondly, the data shows that a small minority of the respondents opt for animal stories and romance novels.
Как видно из таблицы, большинство опрошенных предпочитают читать книги с захватывающими сюжетами, такие как приключенческие книги, детективы, шпионские военные истории и спортивные истории с их мотивирующими посланиями. Во-вторых, данные показывают, что незначительное меньшинство респондентов предпочитают рассказы о животных и романы.
В этом абзаце я советую ученикам использовать схему “самое большое значение + самое маленькое”. Всегда можно найти в таблице величину с самым большим процентом и с самым маленьким, затем описать их.
Третий абзац
“Make 1–2 comparisons where relevant” - гласит следующий пункт задания. Нужно привести одно-два сравнения, где это уместно. Вообще сравнивать можно любые значения из таблицы, но я советую сравнивать либо очень близкие значения, либо то, что хорошо делится друг на друга. Сейчас поймете, что я имею ввиду.
Около 17 % подростков читают романы, а 49 % увлекаются историями про спорт. Делим 49 на 17, получаем примерно 3. В три раза больше людей читают что-то о спорте.
Также видим, что практически одно количество людей любят детективы и приключения.
У нас получается следующий текст:
Comparing the data given in the table, it becomes obvious that almost three times more teenagers like to read sports stories than those interested in romance novels. Almost the same number of adolescents, with a difference of 0.1 per cent, prefer detective or adventure books.
Сравнивая данные, приведенные в таблице, становится очевидным, что почти в три раза больше подростков любят читать спортивные истории, чем те, кто интересуется романами. Почти такое же количество подростков, с разницей в 0,1 процента, предпочитают детективы и приключенческие книги.
Четвертый абзац
Здесь мы на секунду должны забыть о таблице или графике, которые до этого использовали. Нам предлагают найти проблему, которая связана с темой “чтение” и подумать над возможным решением - “outline a problem that can arise with reading and suggest a way of solving it”.
Многие думают, что проблему можно взять только из таблицы. Это не так, она может быть взята “с потолка”. Еще у некоторых возникают вопросы из-за самого слова “проблема”. Проблема - некая ситуация, которая мешает кому-то жить, вредит чьему-то здоровью, мешает развиваться и тому подобное. Не обязательно, что это что-то серьезное, может быть и сущий пустяк. Я предлагаю писать этой абзац по схеме (звездочкой * отмечу то, что написать желательно, но не обязательно):
*вводная фраза *
обозначить проблему
обосновать проблему (почему вы лично считаете это проблемой)
приведите решение
*опишите возможный эффект, когда проблема решится *
Modern teenagers read less giving their preferences to computer games and social networks. It is a serious problem since they cause addiction and can damage your health and relationships (почему это является проблемой). One of the probable solutions to the problem is organizing free book clubs for youngsters where they can discuss their favorite stories and share their experience (решение проблемы). Thus, free admission and engaging book discussions would certainly attract adolescents (возможный эффект).
Современные подростки меньше читают, отдавая предпочтение компьютерным играм и социальным сетям. Это серьезная проблема, так как они вызывают зависимость и могут навредить здоровью и отношениям (почему это является проблемой). Одним из возможных решений проблемы является организация бесплатных книжных клубов для подростков, где они могут обсудить свои любимые истории и поделиться своим опытом (решение проблемы). Таким образом, свободный доступ и увлекательные обсуждения книг, несомненно, привлекут подростков (возможный эффект).
Пятый абзац
Заключение, если коротко. В задании написано: “conclude by giving your personal opinion on the importance of reading for teenagers”. Выразить свое мнение по теме, которое будет указано в задании - в данном случае “чтение”. Смотрите, чтобы объём заключения приблизительно соответствовал объёму вступления.
Нужно по сути переписать вступление другими словами, добавив слова вроде “I think” (я считаю) или “in my opinion” (по моему мнению).
In conclusion, I would like to put special emphasis on the fact that reading plays a significant part in teenagers’ lives. No matter what genres they prefer, reading broadens our imagination, enhances our brain functions.
В заключение хотелось бы сделать особый акцент на том, что чтение играет важную роль в жизни подростков. Независимо от того, какие жанры они предпочитают, чтение расширяет наше воображение, улучшает работу мозга.
В итоге у нас получается такое эссе:
Не забудьте поставить лайк, если вам помогли мои материалы. Каждый лайк и комментарий помогают моему блогу развиваться, а значит больше людей смогут узнать что-то новое о подготовке к экзаменам по английскому.
Вам также будет интересно почитать: