1958-1959 годы
СССР
Одним из каналов проникновения вражеской агентуры в военную среду и утечки секретных сведений о войсках является установление вражескими агентами связей с членами семей военнослужащих.
В 1958 году в город Орел неоднократно приезжали на свидание к родственникам голландские подданные. Наблюдение за их поведением показало, что они на почве спекуляции различными товарами установили связь с женами некоторых офицеров авиагарнизона, заранее извещали их через своих родственников о предстоящем приезде и обусловливали встречи. В целях пресечения нежелательных связей с иностранцами Особый отдел соединения по согласованию с политотделом провел целевую беседу с членами семей военнослужащих и отдельно с офицерским составом. В результате этих бесед связи жен офицеров с иностранцами прекратились.
В 1958 году на одном из зданий, занимаемых военно-строительным отрядом, была обнаружена рукописная листовка, призывавшая военнослужащих к забастовке.
Автором оказался солдат Плахов, член ВЛКСМ. В беседе с оперативным работником и представителем политотдела Плахов заявил, что листовку он написал не из антисоветских побуждений, а вследствие имевших место фактов несвоевременной выдачи личному составу обмундирования и денежного довольствия. Плахов чистосердечно раскаялся в своем поступке.
При проверке выяснилось, что в отряде действительно имели место случаи нарушений в выдаче солдатам обмундирования и денежного довольствия, что объективно и создавало почву для нездоровых проявлений. На виновных командование наложило строгое взыскание.
После проведенной оперативным работником в штабе одного соединения беседы о бдительности в Особый отдел пришел офицер этого штаба Максимов и заявил, что его двоюродный брат во время Отечественной войны совершил преступление перед Родиной и в течение длительного времени скрывается от органов Советской власти. При этом Максимов выразил готовность оказать органам КГБ помощь в его розыске. Проверкой было установлено, что родственник Максимова действительно является государственным преступником. Через некоторое время Максимов, используя свои родственные связи, собрал на него дополнительные данные, что позволило установить его местонахождение.
(Источник: А. Евдокушин, А. Матвеев)