Найти тему
Маринкины заморочки

Полинезии коралловые плечи...

Жизнь на Земле зависит в том числе и от этих рифов, где на­ходят пристанище тысячи мельчайших организмов. Коралловые за­росли - это тот же лес, только подводный. Интенсивно по­глощая углекислый газ, он тем самым способствует со­хранению теплового и хими­ческого баланса в земной ат­мосфере не меньше, чем амазонская сельва. Для кораллов характерно необыкновенное видовое разнообразие.

Кораллы, возможно, самые разнообразные существа: они бывают похожи и на грибы, и на цветы, и на пасхальные свечи.
Кораллы, возможно, самые разнообразные существа: они бывают похожи и на грибы, и на цветы, и на пасхальные свечи.

Кроме того, они открывают широкие перспективы для будущей медицины. Иссле­дование показало, что де­вять процентов коралловой фауны (которая насчитыва­ет 1665 видов) содержат ве­щества, потенциально при­менимые для лечения онко­логических заболеваний. Рассеянные по централь­ному сектору Тихого океана полинезийские #атоллы пред­ставляют собой настоящий рай на Земле (точнее, конеч­но, в море). Окружающие ри­фы защищают их от пере­менчивой стихии океана. От­крытое тропическое море, напротив, подобно водной пустыне - это вообще один из беднейших биотопов земного шара.

-3

Маленькие и плоские #острова - их высота не превышает трех метров, - однажды храбро пробившиеся сквозь толщу великой воды, постепенно уходят под воду и, казалось бы, должны были давно ис­чезнуть. Почему этого не произошло? Благодаря ко­раллам. Рифостроящие #кораллы (не путать со средиземноморским красным ко­раллом, чей мягкий скелет используют в ювелирном де­ле) принадлежат к отряду мадрепоровых. Эти уникаль­ные организмы сочетают в себе черты животных, расте­ний и минералов.

Подобно актиниям (и не­которым другим жи­вотным) мадрепоровые кораллы имеют щупальца, которыми они захватывают “хлеб свой насущный” - зоопланктон. С другой стороны, как настоящие растения, они получают энергию за счет фотосинтеза, поскольку живут в симбиозе с однокле­точными водорослями зооксантеллами, которые пре­вращают растворенные в во­де азот и углерод в органиче­ские вещества. И наконец, кораллы, образующие и по­стоянно надстраивающие из­вестковый скелет, являются источником природных ми­нералов. За год коралл вы­растает на 3 сантиметра, и именно благодаря этим “ни­чтожным” сантиметрам рас­тет и не разрушается риф.

Встреча миров: мурена и аквалангисты внутри кораллового барьера у берегов Муреа, на глубине двадцати метров.
Встреча миров: мурена и аквалангисты внутри кораллового барьера у берегов Муреа, на глубине двадцати метров.

Несколько миллионов лет назад основу Тихоокеанско­го плато составлял непре­рывный горный хребет. Вер­шины его гигантских вулка­нов выступали над водой. На берегах этих островов и появились первые кораллы. Шли годы, сотни тысяч лет.

Континентальные платфор­мы медленно “располза­лись”, как бы растаскивая Тихоокеанское плато на ча­сти. Постепенно оно погру­жалось все глубже, и вулка­ны - вместе с ним. Кораллам же необходимо солнце. При­ходилось непрерывно над­страивать рифы, чтоб оста­ваться “на плаву”. В конце концов на поверхности ос­тавалось только коралловое кольцо, которое и называет­ся атоллом.

Французская Полинезия включает множество ост­ровов, совокупная пло­щадь которых составляет четыре тысячи квадратных километров. Колония зна­чительно моложе метропо­лии: 47 процентов населе­ния - молодые люди, еще не достигшие 20 лет.
Французская Полинезия включает множество ост­ровов, совокупная пло­щадь которых составляет четыре тысячи квадратных километров. Колония зна­чительно моложе метропо­лии: 47 процентов населе­ния - молодые люди, еще не достигшие 20 лет.

Не все полинезийские зем­ли превратились уже в атол­лы. Из множества островов, представляющих различные стадии превращения вулка­на в атолл, состоит #архипелаг Общества. Лететь над ним с юго-запада на северо-восток - все равно что путе­шествовать во времени. Сна­чала идет Мегетиа, юный вулканический остров, кото­рому всего сто тысяч лет, на его берегах коралл еще даже не появлялся. Затем Таити, возникший миллион лет на­зад. Скальная порода остро­ва как раз в наши дни посте­пенно уходит под воду, усту­пая место атолловой лагуне.

А старушке Бора-Бора ис­полнилось уже семь миллио­нов лет; здесь огромная #лагуна окружает жалкие остатки изначального острова. И полностью вулкан исчез на Тупае и близлежащих остро­вах, над водой остались лишь кораллы. Их возраст - десять миллионов лет - ка­жется почтенным, но и они еще дети по сравнению с атоллами Туамоту, которым около 50 миллионов.

Полет над Французской Полинезией от островов Общества к Туамоту - от старых островов к молодым - напоминает путешествие во времени.
Полет над Французской Полинезией от островов Общества к Туамоту - от старых островов к молодым - напоминает путешествие во времени.

Где коралл - там жизнь. Зооксантеллы, его веч­ные спутницы, беспре­рывно размножаются и, по­падая во внешнюю среду, служат пищей зоопланкто­ну, то есть становятся самым первым звеном пищевой це­пи. Они необходимы всем, без них погибли бы кораллы, исчезли бы коралловые ри­фы, и коралловые рыбки, и самые огромные акулы, и са­ми атоллы. Так и происходит при повышении температу­ры, помутнении воды или усилении ультрафиолетово­го излучения: зооксантеллы покидают своих хозяев, и ко­раллы, лишенные сожите­лей, белеют и погибают.

Почему же, благодаря каким своим особенно­стям коралл порожда­ет такое изобилие форм жиз­ни - в сто раз больше, чем в окружающем море? Сущест­вует множество объяснений, из которых ни одно до сих пор не признано удовлетво­рительным. Скажем, обна­ружено, что географическое распространение коралло­вых образований в мировом океане соответствует зонам наибольшего напряжения земной коры. Это потому, что при достаточно высокой тем­пературе воды любая геотер­мическая активность прово­цирует рост кораллов. Так, по крайней мере, полагают двое ученых из города Орстом на Таити Франсис Ружри и Бруно Уоти. По их мне­нию, коралл функционирует как фитиль керосиновой лампы. Глубинные воды просачиваются в пористое известковое основание, подо­греваемые остаточным теп­лом потухшего вулкана, вы­носятся на поверхность, а за­тем выбрасываются за пре­делы кораллового кольца. Так происходит интенсив­ный обмен минеральных ве­ществ, необходимых для рос­та водорослей зооксантелл.

Эту гипотезу подтвердили многие практические иссле­дования: при бурении рифов был зафиксирован подъем глубинных вод, обогащен­ных минералами. Предстоят новые эксперименты, кото­рые призваны окончательно подтвердить или опроверг­нуть теорию “минерального теплообмена”.

Наука
7 млн интересуются