Алексей Жур коротко по-армейски рассказал суровую быль: "Пожарная машина и скорая помощь всегда на полётах стояли. За всю службу один раз помню, что они "привлекались".
Не знаю точно, что там произошло, но неслись они по аэродрому с сиренами лихо. Лаборантки потом сказали, что, вроде, кому-то из лётчиков с соседнего полка плохо стало. А так - отдыхали они на полётах, ожидая ЧП.
У нас уже перед моим дембелем, где-то в августе или сентябре 1985 года решили проверить пожарную готовность на складе. Естественно, что все об этом были предупреждены заранее. Командир всем солдатам сказал свои обязанности, кто что делает по сигналу - "пожар"…
Особенно ничего не готовили, было всё как обычно. Каждые полгода все огнетушители везли на проверку куда-то, пожарные вёдра, которые постоянно воровали со щитов, я сразу же пополнял такими же, сделанными из пустых 18-ти литровых банок из под масла для гидросистем самолётов АМГ-10.
И вот она наступила, эта самая пожарная проверка. Из Москвы приехал проверяющий. Майор лет около сорока, пожарный. Стоим у служебного помещения в одну шеренгу, после небольшой речи раздаётся команда - "пожар на ГСМе".
Каждый бежит, куда ему командир сказал. Один, водитель, бежит к телефону и через коммутатор начинает связываться с пожарной командой части. Я бегу к пожарному щиту и, на выбор, беру или кислотный огнетушитель ОХП-10, или штыковую лопату.
Догадайтесь с первого раза, что я выбрал? Конечно лопату, она легче. Бегу на обваловку к одной из групп НЗ, залезаю на неё и начинаю ковырять в земле лопатой, бросать эту землю на крайний резервуар.
Но перед этим ехидно заметил майору, вообще-то сматываться надо, какое там тушить? Водой из чайной ложки горящий дом тушить примерно с таким же эффектом можно. Майор от моих слов очень разозлился, а командир сказал - делай, о чём раньше говорили.
Когда майор увидел как я глину ковыряю, ещё больше разозлился и заорал, огнетушитель неси... Подбежал к щиту, взял оба огнетушителя, делаю с ним как это положено, потряс, перевернул и открыл.
Из сопла вместо струи пены какие-то капли капают. Беру второй, тоже самое. Из за влажного климата железо заржавело и огнетушители не работают. Командир стал гвоздём отверстия ковырять... Наивный...
Майор от злости весь красный стал. Тут подбегает водитель - связисты с пожарниками не хотят соединять, говорят, зае...ли их этими звонками. Майор вообще озверел, убежал в служебку. Оборал связисток, те сразу соединили с пожарными, водитель берёт трубку и орёт, пожар на ГСМе.
Там - ЧЕГО? ААААА!!!! Учебная тревога! А, ну предупреждать надо!
В это время армяне тащат другие огнетушители с остальных пожарных щитов. Ни один не работает как надо. Майор уже совсем красный от злости. Ну что-нибудь у вас тут работает как надо?
Тут приезжает пожарная машина. Вылезают из неё ребята, которых только призвали. Один, водитель, служит уже полгода и что-то уже знает. Разматывают они шланги, крутят свои вентили внутри, а вода не идёт.
Майор орёт, а этот солдат, который полгода ослужил, спокойно говорит ему - чего вы кричите, чего с них взять, они же ещё ничего не знают, только призвались. Их ещё не научили. Наш прапорщик, мой начальник, который всегда "под мухой", по деловому заявляет, дайте мне покрутить, я знаю, как пожарная машина устроена.
Начинает крутить - бестолку. Майор говорит нашему командиру - где оборудование, которое вместе с пожарной машиной задействовано. Бежим к самому дальнему сарайчику на ГСМе где лежит куча тридцатилитровых банок с порошком, два воронки и несколько шлангов.
Притаскиваем их к пожарной машине. Байонетные соединения на нашем оборудовании и на пожарной машине не совпадают, наши меньше по размеру. Майор командиру - у вас что тут за бардак?
А какое отношение командир имеет к пожарному оборудованию, что дали ещё "при царе Горохе", то и лежит в целости и сохранности. Он эти шланги что ли на свои деньги покупать должен?
Тут из пожарной машины начинает течь пена. Хорошая штука, ребята ей стирали хб в роте. Но наша форма ей не отстирывалась, только бензином, поэтому не пользовались. Опять начинают крутить вентили в пожарной машине, но пена течёт как текла.
Суют шланг в пожарный водоём. С тех пор вода там стала мыльной и совсем горькой на вкус и мы перестали оттуда её пить. Остались без воды...
И хорошо и плохо, одновременно. Если серьёзно загорится. Примерно шесть тысяч тонн керосина, ещё бензин, масла. Цистерна с кислородом на путях. Огнетушителем или пожарной машиной тушить? Смешно.
Подохнешь, ладно бы с пользой, а то ни за что..."
Подписаться или просто поставить лайк – дело сугубо добровольное и благородное…