А вы знали, что немецкий паровоз BR03 и паровоз советской серии ТС это один и тот же паровоз?
В данной статье мы поговорим о немецких паровозах серии BR03, которые в ходе Великой Отечественной войны, оказались на нашей территории как военные трофеи, получившие серию ТС на наших отечественных железных дорогах. Погорим и о производителях моделей данных паровозов.
Паровоз серии BR03
BR03 - паровозы серии 03 для немецких железных дорог, производившееся с 1930 по 1938 гг. Использовались в качестве локомотивов для пассажирских экспрессов на линиях с разрешенной нагрузкой на ось до 18 тонн и таким образом имели возможность ездить по железным дорогам с более легким покрытием.
Паровозы серии BR03 были дальнейшим развитием немецкой серии BR01 и не имели с этой серией существенных внешних различий. Первые три прототипа были построены в 1930 году, а в 1931 году доставлены первые 52 серийных экземпляра. В общей сложности были построены 298 локомотивов немецкими заводами: Borsig, Krupp, Henschel, Шварцкопф. Изначально паровозы серии BR03 строились с двухцилиндровой машиной, а с 1939 г. с трёхцилиндровой. На немецких железных дорогах массово списывались в середине 60-х годов. Последний из них был списан в 1972 г.
Модель пассажирского паровоза BR03 первоначально выпускалась фирмой ROKAL TT с 1952 по 1969 г. в типоразмере ТТ. Первый вариант этой модели от ROKAL TT, был приближенной к прототипу (выпускавшиеся до этого паровозы походили на оригиналы весьма условно). С 1961 г. выпускался второй, принципиально обновлённый вариант модели, который более распространён среди моделистов-"ттшников".
У данной модели паровоза металлический корпус, у тендера - пластмассовый. Существует и две разновидности надписи у тендера: на одной надписи выдавлены мелкими квадратиками, на другой - буквами.
Тендер прикрепляется к паровозу небольшим крючком и при необходимости легко отделяется. Тендер четырёхосный, установлен на поворотные тележки.
С конца 60-х годов ХХ века модель паровоза BR03 выпускалась фирмой PIKO в масштабе H0. Корпуса паровоза и тендера полностью были пластмассовыми. Были заметны некоторые отличия в конструкции тендера по сравнению с моделью BR03 от ROKAL TT. Оси колёсных пар тележек были сдвинуты ближе друг у другу, что предавало модели большую реалистичность. В целом деталировка и ходовые качества модели паровоза BR03 от PIKO тех лет была на уровне. Однако на тендере имеется стандартная запись технического характера, нанесённая белой краской.
Примерно с 80-х годов ХХ века и до наших дней данную модель паровоза выпускают фирмы ROCO, FLEISCHMANN и Вайнарт (извиняюсь, но не знаю как эта фирма пишется по немецки, если знаешь — напиши в комментариях). Первые выпущенные модели паровозов от этих фирм по качеству деталировки и ходовым качествам схожи с моделями паровозов от PIKO, но со временем ходовые качества моделей паровозов от других фирм были несколько улучшены по сравнению с "пикошными" моделями. Однако и фирма PIKO не собиралась сдавать позиции. PIKO до сих пор выпускает данную модель паровоза (модель BR 03.2 Reko). Последние отличаются повышенной деталировкой корпуса и улучшенным восприятием цветопередачи, а также могут похвастаться относительной бесшумностью хода.
Паровоз серии ТС
ТС — советское обозначение немецких трофейных паровозов 03 серии, получивших на советских железных дорогах серию ТС на которых работали до 1957 г. Наименование серии ТС означает трофейную серию С, поскольку по тягово-скоростным характеристикам немецкие паровозы 03 серии были приближены к русским паровозам серии С.
Известно, что трёхцилиндровый ТС-1018 работал на Московско-Курской и Московско-Киевской ж.д. Большинство остальных паровозов этой серии (среди которых оставались только двухцилиндровые) поступило в депо Клайпеда Латвийской ж.д. Известны номера таких паровозов: 039, 051, 085, 097, 115, 124, 146, 159, 178, 187, 190, 192, 201, 215, 238, 264, 271, 290. Паровозы за номерами 014 и 147 числились в депо Вильнюс литовской железной дороги. По другим сведениям паровоз за номером 014 был списан в Германии в качестве немецкого паровоза серии BR03. Скорее всего это просто мог быть одинаковый номер паровоза немецкой серии BR03 и советской серии ТС, из-за перебитых номеров.
Моделей паровоза ТС в свободной продаже нет. Данная модель паровоза опытными моделистами легко конвертируется из модели BR03, BR01 или BR41. В интернете есть фото модели-конверсии паровоза серии ТС-206, выполненной моделистом Валерием Коперсаком.
В реальности паровоза ТС за номером 206 не существовало, но конверсия свиду выполнена весьма достойно. Видно, что модель-конверсия перекрашена в нашу советскую цветовую железнодорожную схему с цветными гербами, что соответствует действительности. Сделан свет со сменой по ходу движения. Установлены прожектора советского образца и сцепки СА-3.
По словам моделистов модель BR41 больше подходит для конвертации в серию ТС, так как у модели паровоза BR41 верхняя часть котла устроена так, что ней проще сделать соответствующие изменения. чем у BR03. По их же словам, BR03 от PIKO для переделки в модель ТС вообще не подходит, так как BR03 от PIKO это Peko паровоз, у которого котел несколько другой конструкции, хотя с виду этого не видно.
И это пока всё. Если есть что добавить, пиши комментарии или пиши на электронную почту repz777@rambler.ru с пометкой «Машинисту Кузе».
Оставайтесь с нами, подписывайтесь. В следующей статье мы поговорим о трофейном паровозе BR13, он же паровоз серии Пд5 на наших отечественных железных дорогах.
#моделизм
#железнодорожныймоделизм
#железнаядорога
#хобби
#паровоз
#model
#моделирование
#масштаб
#масштабныемодели