Найти в Дзене
Red N White | ВЗГЛЯД

Расширение НАТО на Восток. «Надули» или «само раздулось»?

Говоря о возросшей активности западных институтов регулирования военно-политической обстановки на европейском пространстве, а именно - НАТО, следует уточнить, что подобные явления были лишь логическим продолжением запущенного в 1992 году продвижением возглавляемого США блока на Восток.

Однако для воплощения столь комплексного проекта в жизнь были, во-первых, необходимы соответствующие условия международной жизни, а во-вторых – нормативно-правовая база, обуславливавшая насущность расширения альянса. Вполне благоприятной средой для расширения Западного блока стал распад ОВД и дезинтеграция СССР, хотя уже на протяжении долгих десятилетий в информационном поле существует мнение, согласно которому во время приведенной в предыдущем параграфе беседы госсекретаря Бейкера с советским лидером Горбачевым первым было дано устное обязательство о том, что в обмен на позицию Советов по объединению Германии НАТО «не продвинется ни на дюйм на Восток»[1].

На этот вопрос может пролить свет так называемая концепция «2+4» (ФРГ и ГДР + США, СССР, Великобритания и Франция как гаранты), описанная в докладе Государственного департамента США от 21 февраля 1990 г. – согласно ей, с одной стороны, Советский Союз выдвигал следующие требования: невозможность введения войск НАТО на территорию ГДР, некоторая отсрочка для вывода советских войск из ГДР, недопустимость обладания единой Германией никакими видами ядерного, химического и биологического оружия, а также наличие специальных положений по статусу и характеру вооруженных сил ГДР, сокращение западногерманского Бундесвера и необходимость юридически заверенных обязательств по соглашениям по границам единой Германии[2].

Далеко не миниатюрный в жизни канцлер ФРГ в 192-98 гг. Гельмут Коль заглатывает свежий кусок красного «коммунистического мяса»...
Далеко не миниатюрный в жизни канцлер ФРГ в 192-98 гг. Гельмут Коль заглатывает свежий кусок красного «коммунистического мяса»...

Тем не менее, и данный документ нельзя в полной мере назвать юридическими гарантиями советской стороне, поскольку в самом его заключении содержится положение, характеризовавшее данную инициативу не как полноценный переговорный процесс, а как «дискуссию»[3]. Иными словами, Вашингтон намеревался сделать все возможное с тем чтобы не допустить формирования каких-либо юридических гарантий по нерасширению НАТО. Вне зависимости от того, существовало ли подобное обещание или нет, все же резюмируем, что уже 7 марта 1992 г. было опубликовано Руководство по оборонному планированию США на 1994-99 гг., известное также под названием «доктрина Вулфовица» (заместитель министра обороны США по вопросам политики в 1989-93 гг.), в секции «Выстраивание будущих условий безопасности» которого одним из основополагающих задач указаны «привнесение системы долгосрочных союзов в новую эру через трансформацию былой враждебности в новые отношения, основанные на сотрудничестве» и «привлечение демократической России и новых демократических стран (постсоциалистических государств Восточной Европы – прим. автора исследования) в оборонительное сообщество европейских наций с тем чтобы стать силой, обеспечивающей мир не только в Европе, но также и в других критически важных регионах мира»[4].

Несмотря на это, восточноевропейские страны поначалу вовсе не стремились связывать свою национальную безопасность с европейской коллективной безопасностью, ограничивавшись только стремлением решить внутренние социально-экономические проблемы посредством аккумулирования финансовых потоков со стороны Западной Европы и постепенного вступления в ЕЭС/ЕС. Кардинальная смена подобной риторики произошла в августе 1991 года на фоне государственного переворота, организованного Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) в Москве против политики легитимного президента СССР М. С. Горбачева: новые лидеры бывших союзников Советского государства, входивших в ОВД, воспринимали путч как внутреннюю реакцию разваливавшегося аппарата партийной номенклатуры КПСС на ускорение процессов демократизации, опасаясь, что при отсутствии контролирующих и консолидирующих наднациональных платформ и в условиях массовых социальных и этнорелигиозных конфликтов их постигнет такая же участь. Это побудило руководителей Польши (Л. Валенса), Чехословакии (В. Гавел) и Венгрии (Й. Анталл) обратиться к Вашингтону за дополнительными гарантиями безопасности[5].

Яблочко отравлено)
Яблочко отравлено)

Администрация Дж. Буша-старшего в лице госсекретаря Бейкера вскоре выступила с амбициозным предложением по перестройке европейской системы безопасности в «Евроатлантическое сообщество от Ванкувера до Владивостока», подразумевавшемся как слияние трех основополагающих стержней трансформации европейского порядка: связей через Атлантику, европейской интеграции и сотрудничества с «восточными соседями»[6]. Обстановка осложнялась опасениями американского истеблишмента судьбой СССР и Восточной Европы – принимая во внимание описанное нами ранее желание руководства ФРГ видеть как можно больше государств Европы в составе Европейского сообщества с учетом недавних соответствующих дестабилизирующих шагов Берлина по расчленению Югославии, президент Буш выражал стремление противодействовать движению восточноевропейских государств и их бывшего протектора по балканскому сценарию[7], ведь это не только ставило под угрозу безопасность восточного фланга НАТО, но и создавало элемент неопределенности по поводу судьбы советского ядерного потенциала.

В этой связи весьма логично, что единственным способом сохранить стратегический контроль над неуправляемой ситуацией в Восточной Европе, не вызывая при этом недовольства у руководства ФРГ (что несомненно создало бы прецедент недоверия между союзниками по примеру франко-американского спора в 1960-ых гг., вылившегося в выход Парижа из организации), было включение их в систему трансатлантической кооперации. Осталось только выработать формат, в рамках которого можно было обеспечить постепенную интеграцию перечисленных стран в структуры альянса. Начало было положено образованием 20 декабря 1991 г. консультативного органа НАТО и его партнеров по вопросам безопасности - Совета североатлантического сотрудничества (ССАС) в составе стран-членов альянса и девяти восточноевропейских республик. В 1992 году в заседаниях Совета стали участвовать образовавшиеся в результате распада СССР Азербайджан, Грузия и постсоветские государства Средней Азии, а также Албания, ранее также являвшаяся частью социалистического лагеря.

____________________________________________________________________________________

[1] - Захарова рассказала, где было закреплено обещание НАТО не расширяться (15.06.2021). РИФ Новости – [Электронный ресурс] – URL: https://ria.ru/20210615/obman-1737101938.html Дата обращения: 02.05.2022

[2] - Two Plus Four: Advantages, Possible Concerns and Rebuttal Points / United States Department of the State Review Authority: Theodore Sellin [Electronic resource] [p. 3] URL: https://nsarchive.gwu.edu/sites/default/files/documents/4325687/Document-11-U-S-State-Department-Two-Plus-Four.pdf Дата обращения: 02.05.2022

[3] - Там же, p. 4

[4] - Defense Planning Guidance, FY 1994-1999 / Declassified Under Authority of the Interagency Security Classification Appeals Panel. E. O. 13526, Section 5.3 (b) (3) // U. S. National Security Council [Electronic resource] [p. 4-5] URL: https://www.archives.gov/files/declassification/iscap/pdf/2008-003-docs1-12.pdf Дата обращения: 02.05.2022

[5] - Kieninger S. Opening NATO and Engaging Russia: NATO’s Two Tracks and the Establishment of the Establishment of the North Atlantic Cooperation Council [Electronic resource] c. 57-70. [с. 60-61] URL: https://transatlanticrelations.org/wp-content/uploads/2019/04/02-Kieninger.pdf Дата обращения: 02.05.2022

[6] - Joint Statement by Secretary of State James A. Baker III and Hans-Dietrich Genscher, Minister for Foreign Affairs of the Federal Republic of Germany, Washington DC, 3 October 1991. For the context, see Robert Hutchings, American Diplomacy and the End of the Cold War. An Insider’s Account of U.S. Policy in Europe, 1989–1992 (Washington DC, Baltimore, London: Woodrow Wilson Center Press and Johns Hopkins University Press, 1997).

[7] - Kieninger S. Opening NATO and Engaging Russia: NATO’s Two Tracks and the Establishment of the Establishment of the North Atlantic Cooperation Council [Electronic resource] c. 57-70. [с. 62] URL: https://transatlanticrelations.org/wp-content/uploads/2019/04/02-Kieninger.pdf Дата обращения: 02.05.2022