Найти тему

"Ребенок к ноябрю" или пир во время чумы.

В 1989 г. известный советский журналист, публицист и писатель Леонид Жуховицкий написал небольшую повесть "Ребенок к ноябрю". А в 1992 г. кинорежиссер Одесской киностудии Александр Павловский, самыми известными работами которого были фильмы "Ар-хи-ме-ды", "Трест, который лопнул" и "Зеленый фургон", снял по этой повести художественный фильм с тем же названием - "Ребенок к ноябрю".

Кстати, у Леонида Жуховицкого это была уже вторая встреча с кинематографом. За двадцать с лишним лет до этого по его сценарию Кира Муратова сняла фильм "Долгие проводы", который был признан самым худшим советским фильмом 1971 г., о нем мы писали тут

Повесть Жуховицкого "Ребенок к ноябрю" так и просилась к экранизации. Практически готовый сценарий, тщательно проработанные образы героев, занимательный сюжет, где можно и посмеятьс,я и пожалеть главную героиню - тридцативосьмилетнюю диспетчера автобазы Джульетту по паспорту, а в быту просто Дашку.

Дом, где в коммунальной квартире живет Дашка, идет под снос. Ей могут дать в комнату в малосемейке, где уже проживает проживает какой-нибудь алкаш. В итоге та же коммуналка. И у лучшей подруги Дашки Надин и ее мужа Лешего рождается план. Дашке нужно срочно забеременеть, и тогда она получит уже отдельную однокомнатную квартиру, а если будет мальчик, то даже и двух комнатную.

Замужем Дарья никогда не была. Романы время от времени возникали, девушка была влюбчива, но кончались, как правило, одинаково: тут уж срабатывала Дарьина порядочность, неизменная и в двадцать лет, и в тридцать, и в нынешние тридцать восемь. После первого же горизонтального свидания она смотрела на нового мужика как на единственного и последнего, иначе просто не могла. Правда, его верности не требовала, на это ума хватало, но о своей объявляла истово, будто клялась. На благодушных современных мужчин, выросших в традициях постельной демократии, это производило впечатление шоковое: они просто не могли понять, почему акция… не более значительная, чем партия в шашки, воспринимается столь торжественно. И — что за этим кроется — сдвиг по фазе или коварный расчет? В любом случае требовалось бежать. Они и сбегали. А Дарья вновь терпеливо ждала человека, которому понадобится ее пожизненная преданность.
Впрочем, в последние годы с ней что-то произошло — перестала ждать. Видно, не судьба. Что ж, и холостячки живут, не всем же замуж, тем более с ее характером. Дарья стала подумывать о ребенке. Не конкретно, а так, вообще.
Теперь же расплывчатая идея впрямую приложилась к ситуации.

И начинаются поиски того самого мужчины, который подарил бы ей сына, а может еще и дочку, и точка. Идет череда смешных и грустных попыток. От кого хочет она - не хотят ее, а кто хочет ее - не хочет она. В итоге судьба сводит ее с телемастером Жорой, основной недостаток которого то, что он ниже ее ростом и рыжий. Зато таких телемастеров три на всю Москву, действие происходит в Москве, и починить он может любую импортную теле-видеоаппаратуру. Повесть имеет открытый финал с явным уклоном в то, что между Дарьей и Жорой возможны вполне марьяжные отношения.

В общем, в случае экранизации могла получиться такая мелодрама в стиле "Впервые замужем" Нилина и Хейфица. И та же самая Евгения Глушенко могла бы записать в свой актив еще одну замечательную роль, а роль телемастера Жоры, который очень достойно ухаживает за Дашкой, просто написана для Станислава Любшина. Было им что тут играть и что показать.

Но, как уже сказано, фильм снимал ни Хейфиц, и даже ни Разйман, а Павловский, у которого неплохо получались музыкальные комедии, особенно на музыку Максима Дунаевского. И вместо социальной мелодрамы Павловский попытался снять комедию положений, что-то такое, в легком комедийном, французском стиле - с уже не запрещаемой цензурой, вследствии отсутствия этой самой цензурой, обнаженными верхними женскими и нижними мужскими бюстами. С легкомысленными красотками и роковыми мужчинами. С пошловатыми, двусмысленными шуточками в адрес бывшей партократии. И забойной музыкой Максима Дунаевского.

Но вот только для того, чтобы получилось что-то французское, надо чтобы и драматургический материал был соответствующий - французский. А не советская социальная драма. А то получится какой-то нижегородский неудобоваримый compote. Вот Алексей Коренев в это же время снял настоящую французскую комедию с замечательными артистами и у него получилось.

И что еще тут надо отметить. Фильм снимался в конце 1991 - начале 1992 г. В стране произошла катастрофа. Только что в Беловежской Пуще русский алкаш, хитрож...ый хохол и примкнувший к ним простой, как пятак, бульбаш растащили по национальным квартирам великую страну. Обалдевшие от такой выходки средне- и центральноазиаты, придя в себя, кинулись вслед тырить майно по юртам.

Наша страна в 1917 г. вопреки Марксу-Энгельсу, которые ее биологически ненавидели, пошла по "некапиталистическому" пути развития. Социализмом это было трудно назвать, так как никто в натуре этот социализм еще не строил, но то, что это был некапиталистический путь развития, отрицаемый классическим марксизмом - однозначно. И вот в 1991 г. страну, которая вполне успешно проскочила все мерзости развития капитализма, перерастающего в империализм, решили вернуть на сто лет назад, в эпоху первоначального накопления капитала, где никто из будущих миллиардеров никогда не сможет отчитаться за первый свой миллион, не рискуя получить, как минимум, пожизненное.

Вот к чему я такой боковик в рассказе о незатейливом фильме сделал? А все потому, что смотрел я впервые этого "Ребенка к ноябрю" в ноябре 1992 г. в столице нашей "тайги". В начале 1992 г. рванул я из нашего столичного таежного городка, где полным ходом шла "свобода торговли" и "свободные цены", жить и работать далеко на Север. Где дымил трубами флагман советской промышленности, 160 тыс работников, принося до 2 процентов ВВП страны, и самое главное - там особо не заморачивались уплатой налогов, но прибылью делились с населением - и с работягами, и с бюджетниками. В итоге, в этой тундре был почти что коммунизм - цены почти советские, а зарплаты почти американские. В магазинах завались импортных дубленок, пропиток, югославских кожаных плащей и курток. Уже и греческие норковые шубы пошли в достаточном ассортименте. На китайские собачьи шубы по цене 10 тыс рублей, одна десятая месячной зарплаты простого рабочего, никто и не смотрит.

А в столичном городе нашей "тайги" за эти полгода полная разруха, ветер гоняет мусор по грязным сугробам, комерсы занимаются кидаловом, рэкитеры вымогаловом, депрессия, убогие "комки" с немецкими ликерами, итальянским загадочным "Амаретто" и обязательным голландским спиртом "Рояль", где рядом иногда висит эта самая одинокая китайская собачья шуба, но уже по цене 90 тыс рублей. И вот на фоне всего этого "свободного рынка" и занесло меня в кинотеатр.

В зале было человек пять, холодно и неуютно. Как говорил классик: " Эпоха была жуткая, даже жутчайшая. Настроение было гнусное, и атмосфера была мерзопакостная." Вот один в один. И показывают нам очередной образец "кооперативного" кино. Только не "чернуху", а "веселуху".

Если сравнить фильм с повестью - все вроде бы практически аутентично, а в результате два совершенно разных произведения. В повести - социальная драма, в фильме - пошленькая комедия.

Вот главная героиня Джульетта-Даша. Тридцать лет. Медсестра на "скорой помощи". Ее играет Лариса Тотунова. До этого она была Шахворостовой, в фильме она уже с мужниной фамилией, сейчас вновь на девичьей .

Смазливая такая мордашка, имеет любовника, врача с той же "скорой помощи". Его играет любимец женщин Александр Соловьев.

-2

В начале фильма под задорную музыку Максима Дунаевского Даша и ее любовник демонстрируют нам свою обнаженку. Меня не впечатлило, несколько лет частных видеосалонов произвели очень сильное просветительское влияние в вопросе обнаженки. Особенно голый зад Соловьева. Но раз снимаем под французов - то куда без мужского голого зада.

А вот это лучшие друзья Дарьи, почти родственники, супруги Надин и Леший, от имени Леша, Гаврюшины. У них собственная двухкомнатная квартира и сын Кешка. Надин играет Лариса Удовиченко, Лешего Сергей Маковецкий. У Маковецкого еще крашенные волосы, наверное, после какого-нибудь спектакля Виктюка. Потом краска сойдет. Но поначалу видок у него достаточно двусмысленный, не тем гендером попахивает. Впрочем, тогда таких слов и не знали.

-3

Дарья у Гаврюшиных встречает Новый, исторический, 1992 год. Что в это время показывали по телевизору у нас тоже есть.

Но у героев фильма телевизор не работает. У них серьезная проблема. Как помочь Даше. В книге Даше ребенок был нужен, чтобы получить отдельную квартиру. А в фильме она проживает в комнате в коммуналке бывшего мужа, и к тому же в ней не прописана. Муж живет у новой жены. Дом идет под снос и квартиру получит бывший муж, а Дарье - шиш. Она никто на этой жилплощади. Поэтому друзья ей советуют быстро, к ноябрю, когда дом начнут расселять, завести ребенка. Правда, непонятно, как ей это поможет в получении квартиры. С ребенком наперевес пойдет по инстанциям, грудями наваливаясь на столы начальства? Я же мать!

Но Дарья соглашается с данным планом и приступает к действию. Первым номером идет любовник врач Володя. Но он отказывает в такой мелочи своей любовнице, она покидает его, а он быстро находит себе новую медсестру.

Вторым идет бывший, лет десять назад, Дашка только приехала в город из села, любовник, ее односельчанин Павел. В книге говорится, что он работает наладчиком на заводе. Имеет репутацию "бабника".

За аристократичность рожи Дарья про себя окрестила его «Граф», и в разговорах с Надин он тоже проходил под этой кличкой.

Играет "Графа" Александр Панкратов-Черный. То, что рожа у него аристократичная - это вряд ли, но обаяние есть.

-4

"Граф" и рад был помочь Дашутке, но "не смог". Вот именно так - "не смог". Переволновался, наверное, от ответственности порученного дела. И как ни старался - "не смог".

Дальше у Дарьи были попытки с "настояшим мачо", "известным киноартистом", а на самом деле грузчиком с киностудии, любовником директора фильма. который снимался в Дашкином городе, Игорем. Игоря играет один из секс-символов начала 90-х Валерий Смецкой. Его самая известная роль - летчик в клипе Софии Ротару "Ночной мотылек". Вот такой "Челентано" заскочил в поисках добычи на вечер "Кому за 30-ть", куда Надин, Леший и Дашка пришли в поисках самца-оплодотворителя.

-5

С "Челентано" тоже не получилось. В самый ответственный момент в его номер, где он и Дашка уже расположились, ворвалась любовница-директрисса.

Потом бы случайный морячок загранплавания на праворульной "хонде" с "наполеоном" в бардачке. Полный джентльменский набор начала 90-х. Морячка играет волосатый, молодой и еще достаточно худощавый Александр Стриженов.

-6

От услуг морячка Дарья сама отказалась, но бутылку "наполеона" у него стащила. Так как поиски зашли в тупик, то Надин решила воспользоваться услугами "мужчины по вызову", которого нашли по рекламе в газете. От "солидной" фирмы пришел вот такой "по вызову", в исполнении Михаила Светина. Бывший инструктор райкома партии. Как он сам пояснил, нынешняя работа мало чем отличается от предыдущей. То есть такой, уже идеологически верный, плевок в сторону КПСС. Намек что вся идеологическая работа была в советское время сродни проституции, партийные работники продавали свою совесть за деньги, пропагандировали то, во что не верили. А теперь за деньги он продает свое тело. И это даже честнее.

-7

Но и инструктор не подошел Дашке. И тогда Надин решилась на жертву. Что для подруги не сделаешь. Приказала мужу заняться лучшей подругой. Постелила сама постельку. Дала на все про все два часа времени, сама пока не погуляет. И чтобы не опозорил жену перед подругой.

И что только не сделаешь для лучшей подруги. Снял Леший трусы и лег. Дашка тоже сама разделалсь, но опять передумала.

-8

Нет, так она ребенка к ноябрю не заведет. Фильм заходит в тупик, но тут появляется телемастер Жора в исполнении Андрея Анкудинова. На том же вечере "Кому за 30-ть" он тоже искал себе подругу жизни. И нашел ее в лице Дарьи. Режиссеры позволили Анкудинову показать свое умение в бальных танцах и петь французский шансон с французским акцентом. Это он, задирая ноги, выплясывает перед Дарьей.

Дарье он тоже не понравился, но Жора не стал отступать, постоянно ее преследовал и добился таки своего. Вот финальные кадры. Все семейство в сборе.

-10

Что следует отметить кроме пошленького и беспомощного сюжета. Такое же беспомощное и халтурное актерское исполнение. Работа оператора и художника - экономвариант "кооперативного" кино. Убогие "совковые" интерьеры могут просто служить "энциклопедией совковой жизни", как впрочем и модели одежды. Картинка мутная и блеклая. Единственное яркое пятно - песня М. Дунаевского на стихи Л. Дербенева в исполнении Игоря Наджиева.

Посмотрев весь этот бред, про то как Даша семь мужиков поменяла, пока счастье не нашла, вышел из кинотеатра. А там - ночь, улица, фонарь, и действительно аптека напротив, грязный снег, ветер стылый обрывки газет гоняет, прохожие съеженные вдоль стеночек проскакивают мимо. Разруха, безнадега и депрессия. А нам тут про смазливую дуру, которая в наше время ребенка решила с весельем и отвагой завести, чтобы квартиру получить, которую ей все равно не положено. Нет, эта "веселуха" похлеще всякой "чернухи" будет. Народ на грани выживания, а его этим собираются развлекать. Нет, наш народ лучше для этих целей "роялем" "отравится".

Вот такой фильм в контексте времени. Но это все только мое личное мнение и ощущение от этого фильма. Вам , может, понравиться. По мне так пир во время чумы.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.