"Идиотки не такие уж идиотки, какими кажутся; идиоты - совсем другое дело."
Марсель Ашар
Это был последний фильм режиссера Алексея Коренева. Автора любимых народных фильмов "Три дня в Москве","Большая перемена", "По семейным обстоятельствам" и др. Режиссера с очень непростой судьбой, дебютный фильм которого "Черноморочка", снятый в 1959 г., критика признала эталоном пошлости, а писательница Виктория Токарева, автор сценария его следующего фильма "Урок литературы", в шутку назвала худшим советским фильмом всех времен и народов. Из-за критики первого фильма следующий, "Урок литературы", Кореневу доверили снимать лишь через 9 лет, но и с этим фильмом были большие проблемы. Его вообще не выпустили в прокат. О "Черноморочке" и "Уроке литературы" на нашем канале имеются статьи. Тут и тут.
Свой последний фильм Алексей Коренев начал снимать в 1991 г. Этот период можно охарактеризовать словами одного из героев Аркадия Райкина:" Эпоха была жуткая, даже жутчайшая. Настроение было гнусное, и атмосфера была мерзопакостная." О том, какие фильмы тогда в подавляющем большинстве снимались, у нас рассказано в этой статье. Но, продолжая вышеприведенную фразу Аркадия Райкина:" Но, тем не менее, рыба в Каме была." И была не только рыба, а еще, вопреки всему, продолжали сниматься великолепные фильмы, к сожалению, так и не дошедшие до массового зрителя.
Вот таким фильмом и была двухсерийная телевизионная картина режиссера Алексея Коренева под названием "Дура." Фильм был показан по ТВ в феврале 1992 г. И если ранние фильмы Коренева, снятые в 70-е годы, у всех на устах до сих пор и не смолкают восхищения ими, то этот, последний его фильм, совершенно забыт. И забыт напрасно. Это великолепная ироническая комедия с элементами мелодрамы, с блестящим актерским ансамблем.
Фильм снят по одноименной пьесе французского драматурга Марселя Ашара, посвященной Жоржу Сименону.
Молодому следователю Камилю Севинье, недавно переведенному в Париж из провинции и полному честолюбивых надежд на успешную карьеру, поручают расследовать уголовное дело об убийстве Мигеля Остоса. Труп Мигеля был обнаружен в доме банкира и миллионера Бенжамена Боревера в комнате служанки и любовницы Мигеля Мари Лантене. Рядом с трупом лежала в обмороке обнаженная сама Мари с револьвером в руках. Севинье полагает, что расследовать это убийство для него не составит труда.
А главную героиню Мари Лантене играет молодая актриса Малого театра Валерия Богук. И это самая главная удача этого фильма. Без нее этот фильм не имел бы того шарма и очарования, которые имеет. Это ее первая главная роль в кино и, к сожалению, последняя. Развал советского кинематографа не позволил в полной мере раскрыть талант этой великолепной характерной актрисы.
У Валерии Богук практически стопроцентное попадание в образ, созданный Марселем Ашаром. Простодушная, удивительно чистая и честная деревенская красотка, попавшая в столицу. В городе поступила служанкой в дом банкира Боревера и завела роман с водителем банкира испанцем Мигелем Остосом. Этого Мигеля и нашли застреленным в ее комнате, а сама она в обмороке лежала обнаженная рядом с трупом с револьвером в руке.
По версии Мари во время их прощания, перешедшего в бурный секс, открылась дверь в комнату и из темноты прозвучал выстрел. Мигель был убит. Мари, увидев это, упала без чувств и сильно ударившись о спинку кровати долго пролежала без сознания, где ее и нашли хозяева - Боревер и его жена Доминик.
Весь фильм, как настоящая, опытнейшая прима, солирует Валерия Богук. Играет она просто виртуозно и как жаль, что эта талантливейшая актриса практически неизвестна. Ее более именитым и популярным партнерам остается только стараться поддерживать тот высочайший уровень исполнения, который задала эта дебютантка. А партнеры у нее следующие.
Но кроме просто сшибающей с ног волнами обаяния и сексапильности Валерии Богук, в фильме играют еще две красавицы - Анна Самохина и Лариса Удовиченко. У них не так много драматургического материала, как у Богук, но свои роли они сыграли на одном уровне с исполнительницей главной роли. На высшем.
В общем, все три женские партии в фильме исполнены каждая по- своему, но одинаково талантливо и виртуозно. Три прекрасные женщины здесь на первом плане. А трое замечательных мужчин создают для них великолепный фон.
Севинье пытается выяснить кто же убил Мигеля. Все имеющиеся доказательства вроде как свидетельствуют о виновности Мари. И первоначально Севинье считает, что осталось только убедить Мари признаться и предлагает ей варианты, которые смогут смягчить ее наказание. Но ее простодушная честность и вера в справедливость, отказ от выгодных по мнению Севинье предложений,
"Мари. Я невиновна, зачем мне адвокат?
Севинье (настойчиво). Я вас прошу взять адвоката.
Мари. Повторяю вам, я невиновна.
Севинье. Тем более! Для виновных достаточно прокурора и судей.
Мари. Я всегда слышала, что наоборот."
сначала заставляют следователя назвать Мари "дурой", ведь все против нее, а она не хочет смягчить признанием свою участь, а потом поверить, что она невиновна.
Следователю приходиться арестовать Мари, хотя он убежден, что она не виновата, для того, чтобы ей предоставили государственного адвоката, чтобы кто-нибудь мог давать ей советы, чтобы он изучил материалы следствия, чтобы, наконец, не позволял ей нести всякую чушь. А сам Севинье, несмотря на то, что начальство требует побыстрей отправлять дело в отношении Мари в суд, начинает расследовать дело совсем в другом направлении и устанавливает истину.
Убийство совершила не Мари. Кто ? Узнаете, когда посмотрите фильм. А кто видел и так знает. А то меня и так иногда ругают, что рассказываю содержание фильма. А здесь все-таки детектив. И очень интересно снятый.
В финале ироническая детективная комедия переходит в жестокую мелодраму. Севинье нашел настоящего убийцу и освобождает Мари из тюрьмы. За время следствия Мари вначале ненавидела, потом восхищалась и под конец влюбилась в следователя. И он тоже не остался равнодушен к ней. Да и не один настоящий мужчина не смог бы устоять перед этой Мари в исполнении Валерии Богук. Однозначно. Тем более, что сама Мари хочет отблагодарить от чистого сердца следователя тем, что только у нее и есть, своей любовью.
И Мари уходит. Камиль смотрит ей вслед из окна, а она уже весело машет ему рукой.
Вот такой легкий, изящный и элегантный фильм. Ироничная комедия, занимательный детектив и в конце чуть-чуть мелодрамы.И великолепная Валерия Богук. Это был последний фильм Алексея Коренева, который не умел снимать ни фестивальный ар-хаус, ни заполнившую к тому времени экраны "чернуху" и "мракуху". Зато он умел снимать народное кино, фильмы, которые ругают критики, но любит народ.
И бонусом жестокий романс Михаила Муромова на стихи Ларисы Рубальской из этого фильма.
Статьи о других фильмах Алексея Коренева на нашем канале.
"Черноморочка"
"Урок литературы"
Пишите комментарии
Ставьте лайки
Подписывайтесь на наш канал.