.С домами и жизнью многих известных жителей дореволюционной Самары мы уже познакомились. Узнали, что признаком жизненного успеха и высокого статуса было наличие в городе собственного особняка. Для тех, кто большого успеха еще не достиг, а только к нему стремился, строились доходные дома со съемными квартирами. Тоже разного уровня. Например, в доме доктора Гринберга, да и в челышевских домах, построенных по проектам видных архитекторов и имевших максимум комфорта проживали люди с достаточно высоким уровнем дохода.
А где и как проживала менее «достаточная» часть горожан? Да тоже в основном в доходных домах, только попроще. Дорогой лепниной эти дома не украшались, квартирки в них были тесноваты, зато и квартплата невысока.
Несколько домов в «эконом-сегменте» принадлежали предпринимателю Никанору Портнову. Кроме доходных домов, содержал и гостиницы. Тоже недорогие – основными постояльцами были зажиточные крестьяне. А еще, в расчете на тот же контингент – несколько трактиров.
По рассказам ряда краеведов, какое-то из заведений Портнова посетила компания. Официант был медлителен, и один из недовольных гостей, прикинув резонансную частоту стаканов, вдруг запел так, что стаканы полопались. Кто это был? Правильно, Федор Иванович Шаляпин! Хозяин на следующий день вывесил на входе табличку, что у него пел сам Шаляпин, и начал подсчитывать сразу возросшие доходы!
За достоверность истории ручаться трудно, поскольку дело было давно.
А что касается доходных домов Портнова, самый известный них, построенный в 1898-м году, находится на пересечении улиц Соборной (Молодогвардейской) и Москательной (Льва Толстого). Автор его неизвестен, а само здание является типичным образцом позднего «рационального» модерна. Все действительно очень практично и рационально – сплошная фасадная отделка из белой глазурованной плитки «кабанчик» с прямоугольными тягами серо-голубого оттенка из такой же плитки. С угла здание украшено двухуровневым балконом –эркером и куполом со шпилем. Как и другие постройки позднего модерна, несет в себе стилистические черты конструктивизма. Хотя считается, что конструктивизм – порождение советского строя, возник он явно не на пустом месте!
Но интерес дом Портнова представляет не только как предшественник смены архитектурных эпох. Несмотря на мрачноватый облик, доходный дом «эконом-класса» был в Самаре на рубеже 19-го и 20-го веков одним из главных очагов культуры. Именно здесь 7 апреля 1898-го года был открыт первый народный театр в Самаре. Театр действительно был народным – в свободное время в «самодеятельности» участвовали и мещане, и именитые купцы, и дворянство. Любительские театры стали основным развлечением, и это было время их расцвета. Как писал Петр Алабин, «Сколько-нибудь порядочная труппа имеет на своих представлениях полный театр зрителей. Однако не каждый год суждено самарцам иметь хорошо организованную труппу. По большей части состав труппы самарского театра бывает очень неудовлетворителен, и любители театра отводят душу в любительских спектаклях»
Власти тоже за любительским театром пристально наблюдали. Так, губернатору донесли, что в спектакле – оперетте «Птички певчие» - произносятся слова, порочащие губернатора (то есть власть!!!). Как вышел из положения тогдашний губернатор Александр Брянчанинов? Очень даже неплохо – распорядился, чтобы исполнитель после слова «губернатор» прибавлял: «...города Лима в Перу»! Публика идею оценила, и когда однажды актер забыл произнести дополнение, зал дружно просуфлировал: «Города Лима в Перу!»... Актеры и зрители часто менялись местами, надо думать!
Потом пришла мировая война, революция и война гражданская. Стало не до веселья. Позже, когда настали мирные времена, большой театральный зал первого этажа использовался как танцевальная школа, затем долгие годы его занимал шахматный фонд. Недавно бывший доходный дом Портнова был куплен новыми владельцами. Пожелаем ему дальнейшей счастливой судьбы!
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете